Помощь      Поиск      Пользователи


 Страниц (1): [1]   

> Описание: уловки для сосредоточения
yojik
Отправлено: 06 Июня, 2013 - 14:30:19
Post Id


Ветеран форума


Покинул форум
Сообщений всего: 292
Дата рег-ции: Май 2009  




Каждый, кто старается научиться сосредоточению, сталкивается с тем, что это не так просто.
В основном, я думаю, проблема в отсутствии мотивации. Ну мы как бы понимаем и то что надо, и что важно. Но когда все доходит до дела пять помех закручивают и уводят. Значит у нас такая себе пассивная мотивация. Размазанная мотивация. А нужна оперативная, которая прямо сейчас заставляет нас заинтересоваться объектом сосредоточения.
Я когда то прочитал у Геше Тинлея: "У вас у всех есть способность к сосредоточению. Представьте, что Вы смотрите телевизор. Кто то входит и говорит: а Андрей про тебя говорит то-то и то-то. Какие то плохие вещи. И вы мгновенно сосредотачиваетесь на Андрее, на том как он не справедлив и какой он вообще плохой человек. И вам не мешают не телевизор, не дети бегающие по комнате, не соседи, которые шумят за стеной."

В этом топике я хочу поделиться своими уловками мотивации для ума, позволяющих избавиться от отвлекающих мыслей и тупости.
1. Первые несколько минут я представляю, что по истечению срока медитации (например 1 час) я умру.
Тогда все что происходило уже не имеет значения. Кто мне что сказал, меня уже не беспокоит. Что будет завтра тоже. Т.к. остался 1 час.
К тому же это последний час жизни. А значит я не буду с нетерпением думать:" ну наверное еще минут 10 осталось... " я буду хотеть, что бы времени еще было по больше.

2. Не все так боятся смерти, как я. Если смерть для кого то - это как поездка в Турцию, то лучше применять другой вариант. Если Вы среднего возраста или младше, представьте, что вам 85 лет. И все, что Вас беспокоит было 50 лет назад. Очень давно, оно уже не имеет никакого значения. Это выцветшие картинки прошлых переживаний. А Вам 85 лет. И какой у Вас уровень сосредоточения? Как можно было дожить до такого возраста и до сих пор ничему не научиться?

3. Самый простой и интересный на мой взгляд:))
Представьте, что за стенкой звукоизолированная комната. В ней к кровати привязан очень-очень близкий Вам человек. И какие-то мерзавцы придумали такой механизм, что каждый раз, когда Ваше внимание уходит с объекта медитации - на грудь Вашему близкому человеку опускается горячий утюг. Как только Вы возвращаетесь к объекту медитации - утюг поднимается. Очень просто)))

П.С. Когда я писал везде "представьте" - это значит, что Вы реально переживаете именно такую ситуацию.

Напоследок две хорошие ссылочки:
http://ningma.org.ua/index.php?o...on&Itemid=64

http://dhamma.ru/lib/authors/tha...aro/wings/3e.htm

Удачи!:)
 
 Top
yulia

Отправлено: 06 Июня, 2013 - 14:55:49
Post Id



Ветеран форума


Покинул форум
Сообщений всего: 118
Дата рег-ции: Февр. 2008  




Спасибо! Очень полезные советы!
 
 Top
ssss

Отправлено: 06 Июня, 2013 - 15:32:49
Post Id



Проповедник


Покинул форум
Сообщений всего: 366
Дата рег-ции: Май 2009  




Хорошая тема! Хочу добавить ещё от себя:
1) Если созерцать каждый день, а ещё лучше несколько раз в день, хотя бы короткие ссесии. То качество внимательности (смрити) увеличивается в разы;
2) Когда то Дорже Жамбо привёл пример, что когда человек занят игрой он не устаёт и хорошо сосредоточен. Иногда я тоже предстовляю, что сосредоточение - это игра, вдобавок полезная . Качество внимательности улучшается, т.к. появляется "игровой" интерес.
3) Накладывние положительных эмоций на созерцание способствует лучшему сосредоточению. Например, вспоминаешь какое нибудь приятное событие ( эмоциональное или чувственное ), вытягиваешь от туда приятные ощущения , а потом созерцаешь, и представляешь, что именно практика созерцания привела тебя к этим ощущениям.
4) Одно время я использовал для практики один кинофильм. В советское время вышел такой фильм "Фанат" - про каратиста. Главный герой просто"болел" тренировками. Я взял это состояние и приложил к себе ( например говорил себе: "если он может, то почему я не могу?") и с состоянием сильного вдохновения пытался всё свободное время и в любое другое , когда появлялась мысль об Учении - сосредотачивался на практике. Качество практики в разы улучшилось.
Всем удачи!!!
 
 Top
nibbana

Отправлено: 13 Июня, 2013 - 23:31:27
Post Id



Проповедник


Покинул форум
Сообщений всего: 386
Дата рег-ции: Май 2011  
Откуда: Харьков

[+][+][+]


Замечательные советы Улыбка , я сам лично представляю что умер... уже умер и в своём тонком теле я сажусь и начинаю медитацию... жизненные вопросы и проблемы меня перестают волновать - я же умер, поэтому процесс беспорядочного мышления резко замедляется и ум становится более податливым к сосредоточению... реально очень здорово помогает и те советы, что ребята дали выше - все рабочие, поэтому практика практика и ещё раз практика!!! Закатив глазки

-----
пустота-полнота,полнота-пустота,мы же-тонкая грань посередине...
 
 Top
yojik
Отправлено: 27 Июня, 2013 - 02:13:57
Post Id


Ветеран форума


Покинул форум
Сообщений всего: 292
Дата рег-ции: Май 2009  




Как правильно заметил Салдан: регулярность практики - ключ к успеху:))
Но бывает так, что ну никакие уловки не помогают:)) Тупишь, отвлекаешься, беспокойства какие то... Так и нашептывает там в голове: не жди окончания сессии, уходи, все равно ничего путного не выйдет, пойди куда то и сделай что-то :)))
Если я прислушаюсь и так и сделаю, то вскоре это войдет в привычку и практика станет невыносимой. Сессии становятся меньше запланированного времени, а после вообще прекращаются.
Что же делать?
1. Не ассоциировать себя с этим подмывающим ветром в голове. Как с шумящими соседями за стенкой или дождем за окном. Это просто шум. помехи.
2. Хочешь свалить? я не запрещаю себе свалить. Но при одном "но" :)) Тот, кто хочет свалить - свободен в своих действиях, но у него нет доступа к управлению телом:)) т.е. он не может шевелить руками, ногами, головой и вообще чем угодно, это не в его компетенции (я не говорю о какой то отдельной личности, а подразумеваю просто некий "ветер" беспокойства).
Таким образом не появляется какого то волевого насилия и сессия не становится "в напряг".
Это как будто куда то спешишь, но застрял в лифте. И без клаустрофобии:))

Все выше сказанное - сугубо личное и может не всем подходит:))
 
 Top
vazduh
Отправлено: 27 Июня, 2013 - 08:47:21
Post Id


Духовный воин


Покинул форум
Сообщений всего: 828
Дата рег-ции: Март 2010  

[+]


Ело Ринпоче
Комментарий к практике осуществления безмятежности:

для того, чтобы рассеять лень, нам необходимо развивать усердие, для того, чтобы развить усердие, необходимо развить в себе стремление, которое является причиной этого усердия, для того что бы развить усердие, необходимо сначала развивать его причину, а причиной будет являться восторг. Восторг и даже благоговение, которое возникает, когда мы видим достоинства сосредоточения. То есть, у нас возникает мысль: «О! Как великолепны эти достоинства! Какие великолепные качества у этого сосредоточения!» Если мы будем так думать, то у нас естественным образом появится желание их обрести. Восторг породит стремление, которое будет питать усердие, которое, в свою очередь, устранит лень для того, чтобы мы смогли заняться практикой.
 
 Top
yojik
Отправлено: 06 Августа, 2013 - 21:02:35
Post Id


Ветеран форума


Покинул форум
Сообщений всего: 292
Дата рег-ции: Май 2009  




Хочу процитировать комментарий из одного форума, думаю будет довольно познавательно:

...Тут важно понимать, на чем сосредотачиваться.

Вначале развивается просто памятование (сати), первый из семи факторов Пробуждения. Это можно делать, например, с помощью счета дыханий. Задача в том, чтобы просто более-менее устойчиво удерживать внимание на контакте воздуха с кончиком ноздрей или верхней губой при вдохе и выдохе.

Когда есть более-менее устойчивое отслеживание, развивается следующий фактор, различение умственных качеств (дхамма-вичая).

В главе об Анапанасати Патисамбхидамагги рекомендуется различать такие препятствия для сосредоточения:

- следование памятования за вдохом, внутрь тела;
- следование памятования за выдохом наружу;
- привязанность к вдоху;
- привязанность к выдоху;
- страстное стремление к выдоху во время вдоха;
- страстное стремление к вдоху во время выдоха.

- цепляние за прошлое (прошлые вдохи и выдохи);
- предвкушение будущего (будущих вдохов и выдохов);
- вялость;
- перенапряженность;
- увлеченность (вдохами и выдохами);
- отвращение (к вдохам и выдохам).

Люди, интересующиеся буддизмом, как правило, интеллектуалы, для которых из этих препятствий характерны перенапряженность и отвращение.

Практикующему рекомендуется устранять такие препятствия с помощью их осознания и приложения соответствующих усилий. Например, в случае перенапряженности прилагаются усилия по расслаблению. В случае отвращения может быть полезно обратить внимание на аспект приятности. Таким образом развивается третий фактор, усердие (вирия). В результате получается безмятежная щедрость по отношению к мимолетным вдохам и выдохам.

Как описывается в Вимуттимагге, при устранении этих препятствий практикующий может уловить перцептивный образ сосредоточения (нимитта), в данном случае "воздушность". Именно этот перцептивный образ и служит опорой для джханы. Практикующий постепенно распространяет этот перцептивный образ на всё тело.

Таким образом, вначале отслеживается просто контакт воздуха в одном и том же месте. Потом отслеживаются и совершенствуются умственные качества. При устранении неумелых умственных качеств улавливается перцептивный образ, который и служит опорой (араммана) сосредоточения. Этот перцептивный образ объединяет весь ум в одно целое. По мере перехода к последующим джханам перцептивный образ становится все более тонким.

"Приятное ощущение", о котором пишет Ли Брейсингтон в статье Указания по вхождению в джхану - характерная часть перцептивного образа джханы. Как описывается в "Мохавиччхедани", запомнив перцептивный образ сосредоточения (джханы), можно опять в него входить.

Однако при попытке уловить перцептивный образ с чужих слов легко можно перепутать пункт назначения и развивать не то, что нужно. Например, при чрезмерном внимании к аспекту приятности может развиться чувственное желание. На мой взгляд, наиболее быстрый, надежный и сбалансированный способ - через совершенствование умственных качеств по отношению к вдохам и выдохам.

Важно не столько само дыхание, сколько способ его восприятия.
Об этом хорошо пишет Тханиссаро Бхиккху в статье "Раз-распознавание"
http://dhamma.ru/lib/authors/tha...aro/depercep.htm

ссылка на ветку:
http://dhamma.ru/forum/index.php?topic=320.0
 
 Top
Страниц (1): [1]
« Практика Дхармы »


Все гости форума могут просматривать этот раздел.
Только зарегистрированные пользователи могут создавать новые темы в этом разделе.
Только зарегистрированные пользователи могут отвечать на сообщения в этом разделе.
 



[Script Execution time: 0.0362]     [ Gzip Disabled ]