Советы практикующему

Общие советы

Перед началом созерцания остановитесь в двух-трех шагах от места, предназначенного для созерцания, и, благоговейно сложив ладони у груди в жесте намастэ, постойте несколько минут в молчании и почувствуйте незримое присутствие в этом месте Просветленного, наблюдающего за вами с любовью и одобрением. Когда же почувствуете это присутствие - совершите поклон с ладонями у головы или, если есть такая возможность, - совершите тройное полное простирание, представляя, что обнимаете стопы Всемилосердного и касаетесь их лбом.
В течение примерно получаса после созерцания, сидя или прохаживаясь, разберите совершенное созерцание. Если оно было слабым, то поищите причину его слабости и тусклости и, найдя, обдумайте, как исправить его в дальнейшем. Если же оно было ярким и вдохновляющим - то мысленно поблагодарите Просветленного и обдумайте, как в следующий раз достичь еще большей глубины и вдохновенности вашего созерцания.

Если созерцание касается чего-либо видимого, как, например, событий из жизни Просветленного, Великих Учителей Дхармы или вашей собственной жизни, то следует как можно более ярко, ясно и отчетливо представить или вспомнить то место, где происходят созерцаемые события.
Попробуйте вообразить себе созерцаемое место так, словно вы сам там находитесь. Что окружает вас? Кто здесь находится еще? Что вы слышите? Если вы в помещении, - какие звуки раздаются внутри дома или за его пределами? Какие запахи до вас доносятся?
Вы можете нарисовать себе это так, как подсказывает вам воображение. Если же станите заботиться об исторической точности картины, это может послужить вам помехой, отвлекающей от созерцания. Не стоит беспокоиться об исторической достоверности одежд, природы или помещений. Просто откройте свое воображение, освобождая его от всяких границ.
Будет полезно представить себе Будду, Архатов и Великих Учителей реальными земными людьми, приятной и величественной внешности. При этом не беспокойтесь, если их образы не будут достаточно отчетливыми - важно ощущение реальности их присутствия и вдохновение, а не художественная точность.

В созерцании же о предмете невидимом, как, например, о духовных омрачениях, рабстве и тягостности самсары, - представьте себя как бы в темнице, скованного цепями, измазанного нечистотами, которые суть - ваши омрачения. Если созерцаете, например, омрачения речи, то созерцай омраченную речь, исходящую из ваших уст как жгучий яд, желчь, нечистоты, помои или блевотину. При этом испытайте всю их омерзительную вонь, вкус и слизкость. Те же образы и методы применяйте к своим мыслям и поступкам. И если у вас действительно возникнет тошнота и содрогание от этого - то ваше сознание освободится от цепей самсары само собой.
Обозревая омрачения своих помыслов, речей и тела - пересматривайте их год за годом или по отдельным периодам времени. Этому способствуют три вещи: прежде всего, представить себе место и дом, где проживал; затем отношения, какие имели с другими; и, наконец, занятия и обязанности, какие имели.

Используйте места и предметы, вдохновляющие и поддерживающие ваше созерцание.

Если это Бренность - поставьте перед собой череп или фотографию трупа, созерцайте на кладбище или просто прогуливайся там, читая надписи на надгробьях, дабы осознать всеобщность смерти и неопределенность времени ее прихода.
Если этоТягостность самсары - вы можете поставить перед собой фотографию, где изображены убитые в длящихся сейчас войнах дети и женщины, голодные и умирающие люди, отравленные отходами водоемы и земли, безумные лица наркоманов и алкоголиков. Сами сходите в те места, где можно увидеть что-либо из этого или смотрите документальные фильмы про это. Созерцайте не просто некое расплывчатое понятие "зла", за которое никто не несет личной ответственности, а, напротив, - ясные и откровенные плоды пренебрежения Дхармой в этом мире. Почему следует делать это? Потому, что люди редко смотрят в лицо злу - и тем самым дают злу проникать в их жизнь. А, кроме того, это позволит вам глубже познать Мудрость и Милосердие Будды, даровавшего нам Дхарму - лекарство для нас и нашего мира.
Если созерцаете облик Просветленного - поставьте перед собой вдохновляющую вас Его статую или изображение, проникновенно читайте тексты с его деяниями, с благоговением совершайте подношения и простирания. Если можеште - с почтением посещайте храмы Просветленного и святые места, а если нет такой возможности - то смотрите о них вдохновляющие фильмы.
Короче, помните: "Всякая цепь может стать мостом к спасению!" - поэтому научитесь использовать любые жизненные проявления во благо своей духовной практике, помня о том, что лотос растет в грязи, но грязью не пятнаем. В этом - великая сила Учения Просветления, преобразующая яд самсары в напиток бессмертия!

Советы выполняющему духовные созерцания самостоятельно

Выполняйте созерцания просто и точно.
Это проще, чем кажется. Доверьтесь процессу. Как и при физических упражнениях, важно не перестараться вначале, чтобы не отпасть от практики после непродолжительных усилий. Эффект хороших физических упражнений накапливается: мы не становимся сильнее или выносливее сразу. Но если мы выполняем упражнения регулярно, то вскоре обнаруживаем заметные перемены в состоянии своего тела и здоровья. Мы почувствуем воодушевление, бодрость духа, свободу, покой и доброжелательность благодаря тому, что эти упражнения естественным образом вплетутся в ткань нашей повседневной жизни. Если мы будем выполнять их точно и терпеливо, то испытаем великую радость - за самих себя и за своих любимых и друзей, которым наш опыт также принесет пользу. Даже если мы вдруг будем слишком заняты в какой-либо из дней, то и тогда не следует оставлять своего созерцания.
Изменения приходят с практикой. Когда нам удавалось научиться чему-то без практики? Менять привычки, порядки, обычаи не всегда просто, но мы все знаем, что становимся очень гибким и находчивым, когда действительно чего-то хочим. Главное - сделать выбор. Если мы сделаем выбор в пользу новых привычек, мы сможем их выработать.

Жизнь с Дхармой

Едва ли можно прожить хотя бы день, не столкнувшись с реальностью рабства омрачений, страданий и смерти - внутри нас и в окружающем нас мире. Можно с этим "справляться", отрицая действительность рабства, страданий и смерти, как это принято в этом омраченном мире. Это один путь. И этот путь - ведет к увеличению страданий.
Дхарма дает нам другой Путь. Мы узрели то, что Учение Просветления - есть исцеление и освобождение от уз этого мира, особенно там, где смерть и омрачения, кажется, царствуют безраздельно. Мы узрели то, что мы можем широко раскрыть глаза и бесстрашно действовать перед лицом самой смерти. Мы узрели то, что именно там, где мы встречаем самую непроглядную тьму, надломленность и смятение, мы можем найти Дхарму - и она освобождает нас. Именно в этих местах - там, где мы каждый день испытываем хрупкость, ненадежность, опустошенность - присутствие и любовь Будды особенно сильны. Духовная, созерцательная жизнь видит, что любая ситуация преподносит нам дар: любовь и покой, которых не может дать этот омраченный мир.
Рассмотрим для примера близкую дружбу или брак. Нам бы никогда не пришло в голову, что, дабы улучшить эти отношения, надо ранним утром по полчаса в день сидеть на стуле с закрытыми глазами и серьезно размышлять о другом человеке. Мы интуитивно знаем, даже если никогда не выражали это словами, что важнейшие взаимоотношения в нашей жизни - дело сердца. Мой друг или супруг значит для меня очень многое. Другой человек не просто привлекает меня: для меня несказанно важны его желания, мечты и воззрения. И если это отношения возрастания в любви, то мне хочется служить другому человеку, отдавая ему себя самого.
Взаимоотношения всегда предполагают сильное желание быть вместе. Они поблекнут, если у нас нет устойчивого стремления к совместному времяпрепровождению, если мы не поддерживаем друг с другом связь. Даже если наши встречи кратки, мы испытываем друг к другу чувства, на которых держатся наши отношения. Чем ближе отношения, тем сильнее чувства. В браке вы можете видеться с супругом не так много, как хотелось бы, но знать, что, если вы и делаете что-нибудь одни - работаете, заботитесь о детях, ходите по магазинам, - то все это делается ради ваших взаимоотношений - чтобы достигнуть цели вашей совместной жизни и вашей общей миссии. Физическая близость - важная, но малая часть человеческих взаимоотношений. Если в них присутствует иная связь и близость, то физическая близость может быть чудесна. Если сердечная близость не связывает нас в разлуке, физическая близость может стать для нас мукой.
Слова, жесты и ритуалы служат выражением и формой сердечных отношений. "Я люблю тебя". "Спасибо". "Ты мне нужен". "Прости меня". Улыбка, объятие, проявление ранимости, откровенный рассказ, значимый подарок, совместные дела. Ваша общая песня, ваше любимое место, ваши общие книги, ваша кухня, ваша семейная традиция. Вот лишь немногие примеры бесчисленных возможностей развития и углубления взаимоотношений.
Точно так же, если вы прислушаетесь к проявлениям любви к вам Просветленного, это раскроет ваше сердце и вызовет в вас сильнейшее ответное чувство - благодарный отклик, желание действия, дабы выразить свое ответное благоговение и любовь. Любовь разгорается и от малой искры. Но это пламя нужно непрестанно поддерживать. Если мы на деле будем заботиться о наших взаимоотношениях, они никогда не угаснут, и будут согревать и укреплять нас всю жизнь.

Делитесь опытом

Даже если вы не хотите или не имеете возможности выполнять эти созерцания в группе, очень важно делиться обретенными плодами созерцания с другими. Это можно делать по-разному.
Во-первых, говорите о них своим знакомым, которые приветствуют выполнение таких созерцаний. Многие из нас уже переписываются с друзьями с помощью Интернета. Мы уже знаем, какие широкие возможности открывает нам это средство связи, позволяющее людям общаться на огромных расстояниях. Вы можете делиться своим опытом с человеком или несколькими людьми, с которыми состоите в постоянной переписке. Расскажите им о вашем опыте этих созерцаний. Если эти созерцания станут фоном вашей повседневности, то будет еще лучше, если они также станут фоном ваших взаимоотношений и общения.
Во-вторых, возможно, вы знаешь кого-то, у кого нет доступа к компьютеру. Быть может, это кто-либо из ваших близких или знакомых, кому также интересен духовный путь. Вы можете распечатать для них несколько основных страниц о практике созерцания.
В-третьих, читайте то, что пишут о своем опыте другие. Всем нам полезно слышать о тех дарах, которые Учение Будды преподносит практикующим. Подумайте о том, чтобы тоже поделиться пережитым за прошедшую неделю.

Ведите духовный дневник

Прекрасный способ повысить плодотворность своего духовного Пути и ежедневных созерцаний - вести дневник.
В нем нужно всего лишь кратко набросать ответы на следующие вопросы:
1. "О чем я созерцал на этой неделе? "
2. "Сколько времени я посвятил созерцанию? "
3. "Что я с благодарностью обрел? "
4. "Где я смог увидеть и применить в повседневной жизни эти духовные плоды? "
Если вы будете обдумывать эти вопросы каждую неделю, это поможет вам увидеть, как меняется ваше сознание и духовное видение окружающего вас мира.

Советы выполняющим духовные созерцания в группе

Что дают собрания духовных групп?
Групповые встречи позволяют упражняющимся значительно углубить свой опыт духовной жизни, обогатить и улучшить свои созерцания. Регулярные созерцания дают нам возможность задуматься о ряде важнейших сфер своей жизни. Они побуждают нас искать Дхарму в гуще нашей повседневной жизни, расширяют нашу свободу, приближают нас к Освобождению. Но если мы выполнять эти созерцания в группе других практикующих, это укрепит нас на пути Дхармы, поддержит в нас дисциплину, поможет нам точно следовать духовным руководствам, углублять и исследовать свой духовный опыт.
Что происходит в таких духовных группах?
Все происходит очень естественно и просто. Если в группе 5-6 человек, каждый рассказывает то, что хочет, о том, что пережил за последнее время, когда выполнял созерцания или читал духовные тексты, или же обрел какой-либо духовный опыт в повседневной жизни. Например, можно начать рассказ так: "Два дня назад мне очень помогла практика (Бренности, например), когда я столкнулся со следующей ситуацией…". Или так: "На этой неделе меня взволновало следующее событие (передача TV, фильм, статья, книга), потому что…". Или: "На этой неделе меня тронуло такое-то текст из Канона…".
Существуют ли правила для подобных групп?
Существуют. Беседа продолжается не более часа и начинается и заканчивается вовремя. Это заставляет нас уважать время каждого из участников. Каждый член группы должен делиться своим опытом так, чтобы оставить время другим. (Таким образом, если кто-то из участников выступает 20 минут, группа должна сказать: "Спасибо, но нам нужно экономить время, чтобы каждый при желании получил возможность высказаться"). Очень важное правило - не спорить. Не разрешается ставить под сомнение, оспаривать или отрицать опыт и высказывания другого. Весьма полезно открывать собрание коротким ритуалом с молитвой и созерцанием и также завершать его. Как найти группу?
Вы можете просто предложить кому-то из друзей или коллег образовать группу вместе с вами. Объединившись в группу из 4-6 человек, мы очень поддержим друг друга на духовном Пути. Вы можете встречаться так часто, как пожелаете, но желательно - не реже одного раза в 1-2 недели.

Ритуал в повседневной жизни

Ритуалом называется всякое повторяющееся действие, выполняемое определенным образом. Своим утренним ритуалом вы можете назвать чашечку кофе или чая, которую выпиваете вскоре после пробуждения. Возможно, вашим семейным ритуалом являются праздничные обеды или общение после просмотра вечерних новостей.
Духовный ритуал включает в себя те же элементы, но в дополнение к ним обладает важнейшим измерением символики и значения. Так, например, садхана состоит из множества обрядовых действий. В ней используются священное время, пространство и предметы. Она включает в себя жесты, слова, движения и разнообразные средства, воздействующие на наши чувства.
Ритуал может играть очень важную роль в нашей растущей способности обретать близость с Тремя Драгоценностями в повседневной жизни. Чтобы наполнить свою жизнь духовным светом, очень полезно привнести в нее некий ритуал. Обращение к ритуалу является признанием того, что мы состоим из тела, речи и духа и что "духовность" подразумевает не только духовный настрой ума. Когда мы включаем свое тело и речь в некое ритуальное действие, сколь угодно малое, и подключаем к нему свое воображение, переживания и вдохновение, то наш духовный опыт не только углубляется, но и становится неотъемлемой частью нашей жизни.

Наше жилище

Есть ли у вас дома какие-то духовные символы, изображения или предметы? Статуя Просветленного, изображение-тханка, алтарь, фотография коренного Учителя или хотя бы нательный образок? Такого рода изображения и духовные символы могут стать опорами для вашего сознания. Появление в доме статуи или небольшого алтаря становится великим источником духовной силы и главным местом единения в вашем жилище. Наличие алтаря в доме как бы говорит: "Я верю, что Просветленный любит меня, видит меня и помогает мне". Простой взгляд на облик Будды - может сказать: "Я нахожу Прибежище в Твоих бесконечных Мудрости и Любви ко мне". Если у вас нет статуи или изображения Просветленного, они могут стать прекрасным подарком самому себе или близкому человеку. Такой дар может сказать: "Просветленный, я хочу поместить этот символ Твоей Любви и Сострадания ко мне в своем доме". Если мы поставим эту статую Просветленного на видное место в доме, это может стать для нас священным напоминанием о том, кем мы должны быть для наших близких. Это лишь некоторые примеры. Есть множество других примеров, когда некий образ или символ или произведение искусства приобретают особое значение благодаря своей связи с духовным опытом.

Ритуальное время

Если мы обратимся к тем моментам повседневности, которые заняты нашими естественными ритуалами, и позволим им наполниться духовным содержанием, это несказанно поможет нам стать созерцателями в гуще повседневных событий. Проведите эксперимент: посмотрите, какие изменения привнесет в вашу жизнь ежеутренняя краткая пауза - когда вы поднимаетесь с постели, надеваете тапочки или халат, вытираетесь после душа. Если мы будем сознательно отмечать начало каждого дня 20-30-секундным размышлением о том, кто мы такие, и посвящать предстоящий день Просветленному, мы станем переживать свою жизнь совсем по-другому. Так же и перед отходом ко сну. Найдите что-то, что вы делаете каждый вечер - пусть это всего лишь те несколько секунд, когда вы раздеваетесь или ложитесь в постель, - и посвятите эти мгновения размышлению о Мудрости и Милосердию Будды по отношению к вам и вашим близким.

Трапеза

Все мы едим. Иногда мы едим плохо или на бегу, но поскольку питание является нашим ежедневным занятием, мы можем избрать это время, чтобы сознательно предаться созерцанию, пусть всего на несколько мгновений. Мы можем выработать в себе привычку произносить перед едой благословение. Постарайтесь перед каждой трапезой делать паузу и подносить Трем Драгоценностям вашу пищу. Попытайтесь дополнить это подношение несколькими словами от себя лично и произносить их всякий раз, принимаясь за еду. Вы можете прочесть вслух или про себя молитву:
"Владыка Всемилосердный Истинносущий Святой Истинно-Всепросветленный! Прими и благослови пищу нашу, дабы была она благословенной жертвенной амритой для тела, речи и разума нашего и всех живых существ, кои только нуждаются в пище. Да станет она источником блага, да устранит она всякое страдание во всех шести мирах десяти сторон света! Ом-А-Хум!"
Или же вы можете прочесть одну лишь Махамантру, прославляющую просветленные качества Будды:
"Ом Намо Бхагаватэ Татхагатая Архатэ Самьяксамбуддхая!".

Тело

Все мы знаем, как важен "язык тела". Всем нам приходилось "читать" язык тела других людей, порой не совпадающий с их словами. Мы можем выражать себя телом, без помощи слов. Особенно хорошо то, что это может занимать всего несколько секунд. Так, мы можем найти несколько мгновений, чтобы обратиться к Просветленному в молитве, но не знать, что сказать. В этот краткий миг мы можем остановиться и молча поклониться или просто сложить ладони у груди в намастэ. Этим жестом мы безмолвно скажем все, что нам нужно сказать. Конечно, это особое мгновение мы можем повторять снова и снова, углубляя свой жест благоговения и вдохновения.
Мы привыкли прикасаться к нашим детям и близким, выражая им свою любовь. Вообразите себе, сколь многое мы привнесли бы в свою жизнь, если бы прикосновение тоже стало "благословением". Если вы делаете это впервые, вы можете положить руку на голову ребенка или любимого, остановиться и произнести несколько слов: "Да хранит тебя Будда, и да пребудем с нами вовеки свет Трех Драгоценностей". Или просто: "Намо Бхагаватэ!".
Все мы можем найти разные способы привнести в свою повседневную жизнь ритуал, который поможет нам оставаться созерцателями в действии. Все мы можем обратиться к ритуалам, которые уже есть в нашей жизни, и просто преобразить их, хотя бы слегка, наполнив их духовным вдохновением и превратив в выражение нашей близости с Буддой.

Духовная практика в трудные времена

Пожалуй, важнее всего обращаться к Будде во времена потрясений. Иногда мы кричим: "Помогите!", "Спасите!", "Пожалуйста!". Однако Будда всегда пребывает с тем, кто обращается к его защите с чистым сердцем.
Многим из нас очень трудно практиковать в такие времена. Мы точно не знаем, чего просить. Мы будто бы просим о чуде, но, возможно, опыт нас научил: когда мы просили чуда, всегда получали разочарование. Возможно, прося о помощи в истинно тяжелые времена и не получив желаемого, мы стали относиться к Дхарма цинично. Возможно, я молился, чтобы выздоровел близкий мне человек, но этого не произошло. Возможно, я просил о деньгах, в которых отчаянно нуждался, но зарплату мне не повысили. А может быть, я молился о сохранении взаимоотношений, которые все-таки разрушились?
В тот или иной момент жизни нам приходится расстаться с образом Будды-волшебника - всемогущего Супермена, который все может наладить, если пожелает. От этого образа так трудно отказаться отчасти потому, что мы не знаем, чем его заменить. Будда не управляет миром, как кукловод, дергая его за ниточки и мешая законам природы, чтобы ответить на прихотливые просьбы людей. Будда дает нам силы и мудрость, дабы мы сами могли решить все проблемы. Он не желает нашего рабства, но поднимает нас до Своего уровня - и в этом Его величие и красота дарованной Им Дхармы! Помня о его вечном и нерушимом покровительстве, мы освобождаемся от парализующего страха, слабости и смерти.

Поделиться в социальных сетях