Государство – это абстракция


Глава духовного управления буддистов Украины, настоятель монастыря Шейчен-линг (Донецкая обл.) Дорже Жамбо Чойдже-лама специально для DELFI - о кризисе, религии и женщинах.


Дорже Жамбо, какова точка зрения буддийского священнослужителя на кризисные процессы в Украине - упадок экономики, политические противостояния, социальную напряженность?

Здесь есть две проблемы. Одна является духовной, то есть она связана с ментальностью постсоветского пространства; а вторая – это, скажем так, проблема перехода от социалистической - к современной, более глобальной модели экономики. Если рассматривать этот вопрос с духовный точки зрения, то он заключается в следующем – у нас люди после царя и Советского Союза постоянно ждут того же доброго царя, будь то президент или премьер-министр. Но они абсолютно не готовы самостоятельно защищать свои права.

Поскольку я был на Западе, я могу четко сказать, что там совершенно другая ментальность. Там отношение к своим правам очень трепетное и люди защищают их по малейшему поводу, чего нельзя сказать про постсоветское пространство, не считая, разве что, стран Прибалтики.

А экономический вопрос заключается в том, что вся система была построена на централизации. В пределах Советского Союза она работала достаточно эффективно. Когда Союз распался, система уже была нарушена. Это раз. А плюс к этому, был выбран самый неадекватный алгоритм перехода от одного типа экономики к другому. Для примера, могу сказать, что если, допустим, кто-то приватизирует дверь в вашу квартиру, и заставит вас платить – это будет несколько неправильно. Но тем не менее, вот сейчас у всех газовые проблемы, да? Вы видите, что цепочка таких приватизаций, начиная с добычи газа, и вплоть до подачи в ваш конкретный дом создает такое количество "хозяев", что цена очень сильно накручивается, и возникает масса проблем.

И что буддизм может порекомендовать человеку для преодоления трудностей в такой период?

Следует понять, что государство – абстракция. Это прежде всего лишь отдельные люди – чиновники, депутаты и т.д. И эти люди, в первую очередь, отстаивают свои собственные интересы. Следует избавиться от заблуждения, что государство о нас обязательно позаботится. Люди надеялись, что государство обеспечит "то" и "это", а теперь столкнулись с проблемами в банковской сфере, трудоустройстве, инфляцией и прочим.

Первым делом люди должны понять, что борьба за права и повышение уровня жизни – это их собственная забота. А человек бессмысленно перекладывает их на кого-то. Второе – люди должны научиться объединяться для решения таких проблем.

Возникают ли проблемы у буддистов в Украине. Имеют ли место случаи конфликтов с другими верующими, административные проволочки?

В последние лет пять серьезные межконфессиональные проблемы практически не возникали. В первую очередь, это связано с тем, что буддисты не занимаются "уличным" миссионерством. Естественно представители буддизма заинтересованы в расширении Учения, но нет этакой навязчивости. Это заложено в основе Учения, поскольку для нас важна не только численность, но и качество.

Большинство верующих в Украине предсталяют православие. Как "внешний наблюдатель", что вы можете сказать о конфликте внутри украинского православия?

Моя точка зрения такова, что часто в религии, как и в политике, идет борьба за электорат, за возможность влиять на власть, финансы и т.д. То есть, церковь – это структура социальная, а не духовная. И конфликты между церквями не имеют никакого отношения к духовной составляющей религии.

Возможно ли одновременно быть буддистом и при этом быть православным. Существует ли запрет на переход в другую религию, конфессию?

Никакого, в общем-то, нет. Понимаете, мы не рассматриваем людей с точки зрения штампа – православный, католик, буддист, мусульманин и т.д. Однако, к сожалению мои личные наблюдения говорят о том, что девять из десяти тех, кто позиционируют себя как православные, не могут прочесть банальную молитву "Символ Веры". Уже виден чисто поверхностный уровень. А нас интересует, как человек действительно себя ведет в духовном плане.

Относительно совмещения обрядов... Естественно, если в стране, допустим, какой-то траур, мы будем его придерживаться. Если же вы имеете ввиду разделение мировоззрения христианства – нет, буддисты его не разделяют. Буддизм отрицает существование высшей силы в виде Бога.

Доводилось ли вам общаться с Далай-ламой?

Да, лично я получал посвящение от Далай-ламы.

Возможен ли приезд Далай-ламы в Украину?

На этой неделе, к слову, пришло письмо от патриарха нашей школы Нингма, где он выразил намерение сотрудничать с украинской общиной, укрепить связи с мировым буддизмом. Однако, приезд Далай-ламы - это больше политический вопрос.

Финансово этот решаемый вопрос. Но, поскольку в Украине очень сильное давление оказывает китайское посольство в политическом плане, то приезд Далай-ламы маловероятен.

В контексте наступающего светского праздника - 8 марта, расскажите, что такое отношение к женщине в буддизме, и на что стоит обратить внимание женщинам и их партнерам в плане межличностных отношений, любви?

Буддизм говорит, что для достижения счастья в любой сфере необходимо понимание причин и следствий. То есть, нужно правильно выстраивать взаимоотношения с другой половиной. Понимать, для чего она нам нужна. Для чего мы заводим семью, что каждый хочет от этого получить, и как на основе этого строить нормальные отношения?

Главная проблема сейчас – есть определенный стереотип женщины, который навязывается телевидением. Прежде всего, это касается девочек. Заключается он в том, что идеальная жена – это кукла, которая сидит дома, или ходит по всяким фитнесс-клубам, салонам красоты и т.д., а муж фактически должен эту куклу только обеспечивать.

Это свидетельствует о непонимании функции семьи, как взаимной опоры для партнеров.

Вторая проблема – это, как бы, автоматизация вступления в брак при достижении определенного возраста. Мол, я обязательно должен жениться/выйти замуж и иметь ребенка. При этом часто не задается вопрос "зачем?".

И что вы, в таком случае, пожелаете украинским женщинам на 8 марта?

Стойкости в нынешних сложных условиях. Понимания того, что какими бы сложными эти условия ни были, не стоит тащить внешние проблемы внутрь своего мира, семьи, близких. Главное - семья должна быть крепостью внутреннего мира, защищеной от внешних социальных потрясений.

Поделиться в социальных сетях