Дабы не быть обвиненным в невнимательности, как бр. Дамба, внимательно перечитал данную тему. В кратце, вопросы сводятся к:
- основной постулат анатман - но есть "перерождение". Ответ: одно другому не противоречит, поскольку "перерождается" не "душа" (атма), а кармическая "инерция" формирует новое тело и сознание. Которое одновременно и то же, что и предыдущее (по кармическим тенденциям), и другое - по опыту и миру пребывания.
- Будда учил выходу из колеса самсары, но есть школы, в которых как цель практики наличествует перерождение в Чистых Землях. Ответ: эта цель является промежуточной, а не высшей и связана с разным уровнем мотивации практикующих ("высшая", "средняя" и "низшая" личности).
Вы пишете:
Оксана пишет:здесь тема не о мотивах и переживаниях практиков разных школ, а о философии буддизма в целом.
Но нет буддизма ВООБЩЕ, поскольку Учение Просветления предполагает МНОЖЕСТВЕННОСТЬ путей к Просветлению и, как следствие этого, - множество философских подходов (откуда и наличие множества Школ, как практики, так и философской мысли в буддизме). И базовым элементом всех этих школ является именно МОТИВЫ и ПЕРЕЖИВАНИЯ, связанные с продвижением по пути, поскольку Учение Будды - не мертвая схоластика, а антропоцентричная система работы с сознанием (т.е. - как раз с мотивациями, восприятиями, переживаниями внешней и внутренней реальности и т.п.).
Что же касается вашего вопроса:
Оксана пишет:А свобода и независимость это разные по смыслу слова?
- то ответить на него невозможно до тех пор, пока не согласованы термины: что и кто имеет ввиду. Если свобода=независимость от возникновения омраченных состояний сознания - то да, это одно и то же.