Olmer пишет:А с чего вы взяли, что в условиях тотального детерминизма учение теряет свои благие свойства?
Мне кажется проблема в том, что мы примеряем законы физики на законы психики.
И в общем то это понятно - уж очень все похоже. но в психике есть такая величина как "намерение".
Для того что бы понять, что я подразумеваю по словом намерение давайте рассмотрим два примера:
первый пример: обычный мячик:)))
Мячик падает на землю с какой то высоты (Н1). Ударяется об землю и поднимается на какую то высоту(Н2). Все предопределено.
второй пример/1: живое существо
Есть внешний раздражитель, живое существо распознает его и реагирует по заложенной программе. (зажглась лампочка - выделился желудочный сок; на столе появилась бутылка водки, живое существо открывает ее и выпивает). Кажется будто бы все предопределено.
второй пример/2: другое живое существо :)))
Есть внешний раздражитель, живое существо распознает его. Потом
анализирует варианты последствий. Если анализ наделен оттенком мудрости, то может появится
намерение изменить ход событий в более благом направлении. Будущее перестает быть предопределенным.
Учение Будды позволяет нам изменить естественный ход событий.
Т.е. осуществить "второй пример/2" - т.е. самостоятельно изменять карму, что противоречит полной предопределенности.
Круговороты в сансаре - это и есть детерминированный ход событий. Выход из круговорота - нарушение этого предопределенного хода событий. А нарушить этот ход событий можно лишь, соответственно, какими то не_детерминированными импульсами. Намерение может использоваться как такой импульс. Хм... что бы быть точным, под намерением я подразумеваю некое "решение по изменению хода событий". Да..)) а то слово слишком обширное)))
А если мы можем изменить естественный ход событий, значит психика может обладать свободой выбора.
И еще))))
Можно заметить, что чем примитивнее живое существо (одноклеточные) тем больше оно похоже на механизм. А чем более развито - тем менее предсказуемы его действия.
А чем сильнее сосредоточение + распознавание, тем легче выбиваться из привычных циклов причина-следствие и по крайней мере менять на реакции на другие следствия.