Буддизм, авторское право и канон.
Хо!
Утверждение 1
С точки зрения учения Будды, поступок нельзя считать неумелым (akusala) только по той причине, что он запрещён законом. То есть, по отношению законодательства к поступку нельзя судить о том, какие кармические последствия (благоприятные или неблагоприятные) он вызовет.
Доказательство 1.1
Докажем это утверждение "от противного". Как нам известно, во времена Будды уже существовали правители, устанавливавшие законы и нормы для своих подданных. Однако Будда, зная о существовании законов и норм, тем не менее установил 5 правил поведения для мирян и Винаю (правила дисциплины) для монахов.
Теперь рассмотрим, что же в Буддизме считается неумелым (т.е. плохим):
1. Убийство живых существ кармически неумело
2. Взятие того, что не дано кармически неумело
3. Половая распущенность кармически неумела
4. Ложь кармически неумела
5. Сплетни и клевета кармически неумелы
6. Грубая речь кармически неумела
7. Пустословие кармически неумело
8. Алчность [по отношению к чужой собственности] кармически неумела
9. Ненависть кармически неумела
10. Ложные взгляды кармически неумелы
(Самма-диттхи сутта, МН 9)
Как видим, в этом списке нет никаких ссылок на законы, и здесь не говорится, что "нарушение законов кармически неумело". Причина, очевидно, кроется в изменчивости законодательства, из чего следует невозможность определить с его помощью подлинно нравственные, то есть умелые, поступки. Утверждение доказано.
Докажем утверждение 1 другим способом.
Доказательство 1.2
Законодательством РФ и других стран не запрещено убийство определённых живых существ, внебрачные половые связи, сплетни, пустословие и другое. В некоторых случаях эти поступки даже поощряются! Человек может совершать неумелые поступки совершенно не преступая закон. Это значит, что законодательство не может помочь нам определить, являются ли наши поступки кармически неумелыми или нет. Утверждение доказано.
Утверждение 2
Нарушение авторского права (например, пиратство) не является кражей, то есть, неумелым поступком "взятие того, что не дано".
Доказательство 2.1
Для доказательства этого утверждения нам следует подробно рассмотреть второй из рассмотренных выше неумелых поступков (взятие того, что не дано кармически неумело).
В соответствии с комментарием к Самма-диттхи сутте, чтобы данный неумелый поступок можно было считать совершённым, должны удовлетворяться пять условий: (1) вещь, принадлежащая другому человеку на законных основаниях и используемая без нарушений; (2) вор должен быть осведомлён о наличии у этой вещи собственника; (3) мысль или намерение украсть; (4) действие, направленное на взятие вещи; и (5) произошедшее завладение вещью.
На основе приведённых здесь 5 условий, мы можем распознать факт кражи с буддийской точки зрения. Рассмотрим в свете этих условий поведение трёх типов людей: создателя и распространителя пиратской продукции, пользователя пиратской продукции и нарушителя лицензионного соглашения.
* Создатель и распространитель пиратской продукции (ПП) без разрешения правообладателя создаёт и распространяет копии. В процессе своей работы он не имеет намерения взять себе копии, принадлежащие правообладателю. Поскольку он создаёт копии, а не берёт себе оригиналы, то усилие, направленное на взятие чужого, не совершается и завладение чужой собственностью не происходит.
В зависимости от того, кому принадлежит исходная копия, здесь не соблюдается 3, 4 и 5 условие или все 5 условий.
* Пользователь пиратской продукции получает пиратские копии у распространителя (за плату или бесплатно). В этом процессе он имеет намерение получить только те копии, которые принадлежат распространителю ПП, а не правообладателю. Пользователь получает копии у распространителя ПП с его согласия, что указывает как на отсутствие усилия, направленного на кражу, так и самой кражи.
Как видим, здесь не соблюдаются все 5 условий.
* Нарушитель лицензионного соглашения имеет дело с принадлежащими ему копиями. В процессе нарушения он вообще никак не связан с имуществом, принадлежащим правообладателю, и не может лишить его никаких прав.
Здесь не соблюдаются все 5 условий.
Следует также отметить, что в процессе распространения и использования ПП не происходит лишения собственника его собственности и прав на неё, что также является совершенно необходимым, в соответствии с вышеприведённым фрагментом.
Опираясь на утверждение 1, можно заключить, что мнение действующего законодательства на предмет поступков, совершаемых этими тремя видами людей, не имеет никакого значения для определения качества поступка и не даёт оснований приравнивать их к неумелому поступку "кража". Утверждение доказано.
Докажем утверждение 2, на основании фразы "то, что не дано".
Доказательство 2.2
* Распространитель ПП создаёт и распространяет копии самостоятельно. То, что человек сделал сам, дано ему самим собой.
* Пользователь ПП использует копии, данные ему распространителем ПП.
* Нарушитель лицензионного соглашения использует копии, данные ему правообладателем. Новых копий он не берёт, а все его действия со своими копиями не могут быть кражей по определению.
Как видим, взятия того, что не дано, во всех трёх случаях не происходит. Утверждение доказано.
Вывод
Те, кто называют пиратство кражей, должны тогда приравнять к ней и все прочие действия третьих лиц, приводящие к снижению прибыли того или другого бизнеса: законные действия конкурентов по переманиванию покупателей, меры государства по ограничению производства и продажи, распространение правдивой информации, подрывающей доверие покупателей к продаваемым товарам и фирмам-продавцам.
Поскольку подобной последовательности во взглядах мы у них не наблюдаем, можно сделать вывод, что приравнивание пиратства к воровству происходит либо от собственного невежества либо от самой обыкновенной жадности. Движимые этими мотивами люди пытаются таким образом ввести других в заблуждение, прививая им ложное чувство вины в совершении кражи и/или обладании краденой вещью. В соответствии с доказанными утверждениями, человек, нарушающий авторское право, преступает лишь закон об авторском праве, установленный в обществе, и его поступок нельзя квалифицировать как кармически неумелый.