Буддизм в Украине

Буддизм: титулы и обеты

 ”Когда на Западе студенты слышат слово «Геше», они часто путают его с «Ламой». Геше обладает знаниями, «Лама» же имеет опыт духовных Реализаций. Чтобы быть Ламой – не обязательно быть Геше, а чтобы быть Геше – не обязательно быть Ламой.” 

Поистине, в весьма странное время мы с вами живем! Интерес к духовности возрастает, но одновременно с этим происходит вырождение ее глубины. Согласно предсказанию, Буддизм продлится 5000 лет, прошло уже две с половиной тысячи…

С тех пор как Дхарма пришла в Страну Снегов, она претерпела различные периоды своего развития и вырождения. Буддизм с его устоявшимися традициями заучивания и устной передачи знания был прекрасно сохранен в Тибете. Доступные сейчас тексты, основы обучения и практики – происходят либо напрямую от Будды Шакьямуни как исторической фигуры, либо от его последующих Проявлений. Случалось, что в ходе истории, нормы Этики и нравственного поведения истолковывались неверно. Это происходило из-за неправильного понимания того, как необходимо себя вести, и что следует избегать в практике Дхармы.

Такой разброд в толковании Этики и послужил одной из причин основания новой школы – Гелуг.па (Gelug.pa) Ламой Дже Цонкапой или Лобсангом Дракпой в 14 столетии. Получив знания у Учителей трех существующих тогда школ, он задался целью - возродить значимость Этики и Знания в Дхарме. Этика - как база всех добродетелей; Знание – как основа для избежания ложных взглядов и сохранения в чистоте Учений Будды.

 ТИТУЛЫ

Часто на Западе неправильно понимают что же именно скрывается под тем или иным титулом. Случается так, что человек вверяет себя неквалифицированному учителю, принимая его своим Коренным Гуру. Итак, давайте посмотрим, какие есть титулы:

Геше. Школа Гелуг основывается на определенной системе обучения. Монах обычно приходит в монастырь в возрасте 7 – 10 лет. Здесь он будет обучаться примерно 20 лет, проходя 5 основных тем: Парамиты или Совершенства, Мадхьямика или Срединный Путь, Виная или Кодекс Этики, Абхидхарма или Метафизика. Затем он становится Геше (Доктор Буддийской философии). Теперь, в течение года или более, он может пройти обучение в одном из монастырских тантрических учебных заведений, посвятив себя изучению Тантр.

Диплом Геше является лишь “ученой степенью”, т.е. не подразумевает под собой наличия каких-либо духовных реализаций. Здесь мы должны заострить внимание на том, что существует четыре степени Геше. Часто об этом не известно на Западе, что приводит к определенным ошибкам. Первая и вторая степень по сути являются базовым уровнем. Человек с такими степенями – обладает навыками заучивания, но детально и глубоко в понимании или в дебатах не сведущ. По большому счету, все кто достигнет окончания обучения, получат титул Геше.

Сейчас в Тибетском Правительстве обсуждается идея, чтобы титула Геше мог удостаиватьтся только тот, кто получил самую высокую степень – Лхарампа; чтобы степень доктора наук для нас ассоциировалась с изучившими программу Лхарампа, и сдавшими все экзамены. Обучения занимает примерно 25 лет. Геше «Лхарампа» не только учат и запоминают Тексты, но обладая знаниями логики изучают также глубинное значение этих текстов. Но! Нельзя забывать, что даже такое понимание Дхармы, как у закончивших всю программу обучения Геше «Лхарампа» - еще не означает реализации Учения на опыте. Когда на Западе студенты слышат слово «Геше», они часто путают его с «Ламой». Геше обладает знаниями, «Лама» же имеет опыт духовных Реализаций. Чтобы быть Ламой – не обязательно быть Геше, а чтобы быть Геше – не обязательно быть Ламой.

Лама: (Санскр.: Гуру) Духовный Наставник. Не существует никаких школ «Лам» (кроме, разве что, в Бурятии, где по окончании пятилетнего курса, ученик получает диплом «ламы»). Этот титул присваивается только тем, кто живет, руководствуясь высокой нравственностью и обладает познанием Мудрости. Титул присваивается либо другими Ламами либо большой группой учеников.
Также титул присваивается всем реинкарнациям Лам. Стоит отметить тот факт, что в Традиции Кагью Ламой может стать тот, кто провел определенное количество лет в ретрите (от 3х до 6ти). Аналогично тому, как обучение не приносит Реализаций автоматически, так и ретрит их не гарантирует. Здесь титул «Лама» не всегда является гарантией Реализаций.

Ринпоче: «Драгоценнейший». Титул дается в основном перерожденцам Лам, но также, как почетный титул – настоятелям больших монастырей (Кхенпо Ринпоче), который остается у них и после оставления этой должности (Кхенсур Ринпоче).

Тулку: «Тело Эманации». Первоначально это относилось к высоко реализованным существам – Буддам и Бодхисаттвам – родившимся из сострадания ко всем чувствующим существам. Но, в наши дни всех перерожденных Лам называют «Тулку», на основании того, что в прошлой жизни они были выдающимися практиками.

Итак, завершая обзор титулов, еще раз отметим - ни один из них не гарантирует «подтвержденные духовные достижения» его обладателя. В Тибете было гораздо больше возможностей контролировать титулы, и любой человек, неизвестно кто - не смог бы играть роль Ламы. В наши дни, с имеющимся разрывом между Востоком и Западом, некоторые Геше, не имеющие степени «Лхарампа» претендуют на то, чтобы вести учеников духовным путем, сами при этом не достигнув каких-либо Реализаций и не имея четкого представления о проблемах западной жизни. Также и некоторые западные учителя заявляют, что обладают теми или иными Реализациями, используя титул “Лама” в корыстных целях.

Каждый изучающий Дхарму должен проверять и перепроверять качества учителя перед тем, как принимать его за надежного Духовного Наставника! Чтобы вести ученика по этапам пути трех типов практикующих, духовный учитель Махаяны должен обладать 10-ю качествами. Итак, вот качества Учителя:
- Строго придерживается Этики.
- Успокоенный ум практикой медитативного погружения.
- Умиротворен практикой Мудрости.
- В своих достоинствах превосходит учеников.
- Полон энергии и энтузиазма для помощи другим.
- Сведущ в священных текстах.
- Обладает реализацией (опытной или концептуальной) Пустоты.
- Способен обучать, обладая искусными средствами.
- Излагает Доктрину с Состраданием.
- Неутомим в проповедях Дхармы

 КОДЕКС ЭТИКИ

 Обеты Пратимокши или обеты индивидуального освобождения

 Все советы данные Буддой Шакьямуни касательно Этики собраны в Тексте «Виная» (Санскр.) или Dul.Wa (Тиб.). Существует различные уровни обязательств в практике, различная глубина на Пути отречения и посвящения:

Гьенин. Это мирянин, принявший 5 обетов, таких как: не убивать, не лгать, не красть, не совершать неправильного сексуального поведения, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства).

Рабджунг и Рабджунг-ма. Это первый и очень важный шаг к посвящению себя религиозной жизни монаха/монахини. Здесь всего 8 обетов: не убивать, не лгать, не красть, соблюдать целомудрие, не употреблять алкоголь (и любые другие одурманивающие средства), сменить одежду (на монашеские одеяния), сменить имя (получить новое), изменить ум (отказаться от обывательских забот и стремлений).

Гецул и Гецул-ма. Формально Гецула называют «новичок». Хотя послушничество как таковое уже начинается с Рабджунга. Насчитывается около 36 обетов, которые можно принимать в возрасте 13 – 14 лет. Эти дополнительные обеты призванные охранять «основные обеты», в точности так, как укрепленные стены воздвигаются вокруг замка для его обороны. Сам же замок – основные обеты, называют коренными обетами (т.е. не убивать, не лгать, не красть, целомудрие).

Гелонг и Гелонг-ма: (Бхикшу и Бхикшуни – Санскр.). Полностью посвещенный монах принимает 253 обета, а полностью посвященная монахиня – 364 обета. Эти обеты не могут быть приняты людьми (в возрасте) моложе 21 года. (линия посвящения Гелонг-мы была утеряна монахинями в Тибете. В наши дни, женщине, желающей принять полное посвящения Гелонг.-ы нужно брать обеты в других Буддийских традициях.)

Обеты являются своего рода четкими ориентирами указателями для нашего ума, ведущими его по направлению к совершенному поведению - источнику всех добродетелей. Некоторые из обетов служат для нас образцом правильных действий, некоторые – правильной мотивации.
Согласно Винае, мы не должны оглашать полный перечень обетов Гецула и Гелонга людям, не готовящимся к посвящению. Тем не менее, для лучшего понимания монашества, мы можем рассмотреть и объяснить некоторые основные обеты.

Если будут нарушены четыре основных коренных обета (общих для Рабджунгов, Гецулов и Гелонгов), то монашеское посвящение будет полностью уничтожено (другие обеты могут быть очищены при помощи специальной церемонии «Соджонг», проводимой каждые 14 дней в монастыре):
- Не убивать: этот обет нарушается при убийстве человеческого существа, но второстепенный обет включает также и других чувствующих существ.
- Не лгать: полное падение осуществляется в результате ложного утверждения о якобы достигнутых духовных Реализациях. Второстепенный обет включает в себя клевету, т.е. попросту – говорить неправду.
- Не красть: нарушением обета является присвоение без разрешения чужого ценного объекта.
- Целомудрие: запрещается проникать в любые из «трех дверей» (т.е. влагалище, рот, анус) какого-либо из существ.

Мы добавляем еще обет не употребления алкоголя и других одурманивающих средств, т.к. под их влиянием мы можем нарушить один или сразу же все четыре Коренных обета!

Также можем отметить, что во вторичных обетах (которые не уничтожают посвящение):
- Гецулы не должны петь, танцевать, слушать музыку, использовать духи или туалетную воду, сидеть на высоких стульях и кроватях, обладать золотом и драгоценностями, есть после обеда.
- Гелонги не должны допускать семяизвержения (происходящего любым путем), дотрагиваться до женщин с вожделением, находиться в закрытой комнате наедине с женщиной и т.д…

Всем практикующим полезно знать о данных обетах – и если учитель(монах, Геше…), вдруг обращается со своим учеником, противореча при этом монашеским обязательствам, ученик имеет право отказать ему в категоричной форме, отбросив всякое неудобство и/или стыд! Настоящий стыд и позор тому, кто злоупотребляет статусом учителя ради своего собственного удовлетворения, используя при этом людей воспринимающих его как Гуру.

 Обеты Бодхисаттвы

 В то время как монашеские обеты являются общими для последователей Тхеравады и Махаяны, Обеты Бодхисаттвы относятся только к практикующим Путь Махаяны. Он содержит 18 коренных и 36 вторичных обетов. Вот некоторые коренные обеты, запрещающие практикующему:
- Не прощать, особенно если кто-либо просит у него прощения,
- Гордиться собой и принижать других,
- Учить о Пустоте тех, кто к этому не готов,
- Заявлять, что обрел духовные Реализации, которыми в действительности не обладает (особенно о Пустоте)
- Присваивать себе что-либо, являющееся подношением Трем Драгоценностям,
- Принижать тех, кто следует Путем Малой Колесницы,
- Отрекаться от Бодхичитты.

Обеты Ваджраяны

Эти обеты принимаются практикующими Ваджраяну во время получения Посвящения в четвертый класс Тантр. Они также обязаны принять обеты Бодхисаттвы. Об обетах Ваджраяны нельзя рассказывать тем, кто их не принимал. Тем не менее, следует отметить один из обетов - нельзя рассказывать содержание Тантры тем, кто не получил соответствующего посвящения.

ТАНТРА / ВАДЖРАЯНА

Термин Тантра весьма часто неправильно используется и употребляется на Западе. Поэтому очень важно понять, что есть такое Тантра, и чем она не является. Ваджраяна - это особенный Путь в рамках Буддизма Махаяны, в котором используются наши тонкие энергии для Духовных достижений. Также вcе наши эмоции (которые тоже суть энергии) преобразовываются на Пути, вместо того, чтобы тратить годы на их усмирение.

Этот Путь известен как «кратчайший путь к Просветлению»; его методы мощны и очень искусны. Тем не менее, Ваджраяна - не для всех практикующих. Только Учителя высокой квалификации способны решать – кому следует или же не следует практиковать Ваджраяну, а также вести своих учеников посредством этих методов на Пути.

Нам бы в голову никогда не пришла мысль взбираться на высокую отвесную гору без сопровождения опытного проводника – подобным же образом не стоит и думать вступать на Путь Тантры без высоко квалифицированного Духовного Учителя!

В основе Тантры лежит метод выполнения детальных визуализаций; практикующий должен уметь сконцентрировать свой ум, сделать визуализацию как можно более четкой, правильно идентифицировать себя. Эти техники требуют мастерства Шине, Тихого Ума, и должны базироваться на мотивации Бодхичитты – Абсолютного Сострадания. Также необходимо правильное и устойчивое понимание Пустоты. Итак, мы можем видеть, что не все практикующие Тантру – настоящие Йогины!
Имеется множество слухов (в основном на Западе) о сексуальных практиках, имеющих место в Ваджраяне. Но Тантраяна – это не сексуальная практика! Это союз Метода и Мудрости, символизируемый мужским и женским божествами, слившимися воедино. Было бы большой ошибкой считать, что суть практики Тантры – занятия сексом! На самом деле, существуют некоторые техники, включающие и физический аспект практикующего, но это практики очень высокого уровня и занимаются ими Йогины или Йогини, реализовавшие Пустоту и Бодхичитту с супругой/супругом, обладающих реализациями такого же уровня.

Мы можем вспомнить, что один из величайших Мастеров Тантры, Лама Цонкапа (письменное наследие которого насчитывает около 18 огромных томов - из них только 3 или 4 посвящены Сутрам, и чьи Тантрические трактаты в наши дни являются базисом для практики в четырех школах Тибетского Буддизма) оставался монахом до самой смерти. При этом он был величайшим Йогином и сохранял чистое нравственное поведение всю свою жизнь.

Продолжая тему Этики, надо сказать, что если бы так называемый практик Дхармы, являющийся монахом, вошел в сексуальный контакт с кем-то, то это было бы очень серьезным злодеянием! Великие Учителя контролируют свой ум, который всегда находится в особом уравновешенном состоянии и не нуждается в каком-либо чувственном удовольствии. Ни один Геше, Лама, Тулку, Ринпоче или кто угодно не может использовать свой титул или должность, чтобы принуждать или вводить в заблуждение, вовлекая кого-либо в сексуальные отношения, основываясь на так называемой Тантре. Если это произошло – то у вас есть полное право открыто рассказать об этом, а также сообщить о таком поведении в высшие Буддийские инстанции, или даже в Министерство Религиозных Дел Тибетского Правительства.

Однако мы не должны впадать в другую крайность - мы не должны высказывать ложных обвинений в чей-либо адрес для привлечения внимания или мстить кому-либо – это большая ошибка. А также мы не должны верить первому же слуху, дошедшему до наших ушей, который вполне может оказаться чьим-либо злым умыслом! В тоже время, попустительское отношение, позволяющее развиваться вышеописанному неправильному поведению, может послужить причиной быстрой деградации Дхармы. И в этом случае, ученики также несут ответственность.

В заключении мы можем сказать еще раз, что Этика – это основа для накопления всех заслуг. И любому, кто хочет продвигаться по Духовном Пути не удастся каким-либо образом обойти накопление заслуг, потому что два «столпа», на которых держится чей-либо Путь, это:
1) накопление Заслуг
2) накопление Мудрости.
Этика – это всего лишь одно из шести Совершенств. Остались еще пять, которые надо изучать и практиковать!

 

 журнал "Буддизм России" N38 (2004 год)
Кхарнанг Гендун Рабгье Тулку (Лама Шенпен Ринпоче)









Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход