Далай-лама не согласен с утверждением, что Тибет процветает

Далай-лама заявил, что глава буддистов в Тибете 11-й Панчен-лама очевидно хотел польстить китайским властям, говоря о политической стабильности в стране и восхваляя процветание Тибета. В интервью агентству Рейтер, которое он дал в своей резиденции у подножия заснеженных Гималаев на севере Индии, 70-летний лауреат Нобелевской премии мира нарисовал совсем иную картину положения дел в Тибете и сказал, что пытки и нарушения прав человека по-прежнему являются нормой.

Глава тибетского буддизма и руководитель политической борьбы тибетцев сказал, что его очень опечалили сообщения о том, что китайские власти пытают и казнят монахов, которые отказываются признать Далай-ламу «сепаратистом», стремящимся нанести ущерб Китаю.

«Я неоднократно подчеркивал – если китайцы требуют разоблачить меня, пожалуйста, разоблачайте. В этом нет ничего дурного», - говорит Далай-лама. «Ваша безопасность важнее всего. Я прошу вас, обвиняйте меня».

Назначенный Пекином 11-й Панчен-лама 16-летний Гьялцен Норбу, который вместе со своей семьей находится под опекой китайских властей, в одном из редких интервью агентству Синьхуа сказал, что Тибет – открытая и счастливая страна. В частности, он заявил: «За последние десять лет я побывал во многих местах и видел своими глазами, какой широкой свободой пользуются как отдельные граждане, так и религиозные организации. Живые Будды, подобные мне, могут свободно совершать религиозные ритуалы под защитой китайской конституции и других законов».

Панчен-лама - второй по значимости после Далай-ламы духовный сан в основной буддийской традиции Тибета Гелугпа. Прежде чем назначить Гьялцена Норбу Панчен-ламой, китайское правительство устранило другого Панчен-ламу, выбранного с одобрения Далай-ламы – тибетского лидера в изгнании, которого Китай называет предателем и сепаратистом. До сих пор многие тибетцы тайно остаются верны Панчен-ламе, выбранному Далай-ламой.

Заявления юного Панчен-ламы были отвергнуты Далай-ламой и сторонниками автономии Тибета, живущими в изгнании. Некоторые из них считают, что юноша является политическим заключенным. «Совершенно очевидно, что Панчен-лама вынужден говорить то, что хотят услышать его наставники», - считает Далай-лама. «У него очень сложное положение».

ДАЛАЙ-ЛАМА ПРОДОЛЖАЕТ СЛЕДОВАТЬ ПОЛИТИКЕ МИРНОГО ПУТИ

С момента назначения в 1995 году 11-й Панчен-лама вел очень закрытый образ жизни и находился под постоянным контролем китайских властей. Аналитики полагают, что переезд юного Панчен-ламы из Пекина в Тибет, а также то, что ему позволили публично выступать, свидетельствует о том, что официальный Пекин хочет, чтобы Панчен-лама больше общался с тибетцами. Скорее всего, его хотят противопоставить Далай-ламе.

Далай-лама, который пользуется широкой поддержкой общественности во всем мире от глав государств до звезд Голливуда, говорит, что его политика достижения большей автономии сталкивается со все растущим недовольством со стороны его собственного народа, который требует более решительно бороться за полную независимость от Китая.

«Критика моего подхода, который заключается в том, чтобы не искать отделения, постоянно усиливается. Мой ответ на критику – терпение. Терпение, терпение и еще раз терпение», - говорит Далай-лама. «Кроме этого, нам нечего предъявить им в качестве положительного результата нашего подхода. Нам все труднее и труднее отвечать им».

Тибетские политики и активисты в изгнании говорят, что молодежь в отчаянии. Некоторые молодые люди требуют насильственных действий. Они вспоминают партизанскую войну, которую вели тибетцы против Китая сорок лет назад и которая для них окружена ореолом героизма. «Совершенно ясно, что огромная часть молодежи в тибетском сообществе считает, что наше движение ничем не отличается от любого другого освободительного движения в мире», - говорит 42-летний президент Конгресса тибетской молодежи Калсанг Пхунсток Гордукпа. «Они полагают, что нет причин ограничивать себя лишь потому, что мы буддисты, или потому, что у нас лидер уровня Его Святейшества (Далай-ламы). Для тибетцев как таковых невозможно и помыслить о насилии. Но я повторю, что есть группа молодежи, которая не настолько проникнута идеями буддистской философии. Их очень вдохновляет пример освободительных движений во всем мире – в основном эти движения основаны на насилии. И люди видят, что такие действия приносят результаты. Молодежь смотрит на мир и везде, от Палестины до Ближнего Востока, видит оправдание (насильственным) действиям, которые ведутся на планете». Молодые тибетцы также оглядываются и на военную историю своей собственной страны, говорят изгнанники.

Туптен Пхелге, 50-летний монах, который провел пять лет в горах в уединенной медитации и который ныне является членом правительства в изгнании, тоже озабочен сложившимся положением. «Если в будущем случится что-то плохое, то мы снимаем с себя ответственность», - говорит он. «Мы не можем гарантировать, что политика (мирного) срединного пути будет существовать вечно».

Источник: Reuters
Перевод: Наталья Иноземцева
www.savetibet.ru - Сохраним Тибет!

Поделиться в социальных сетях