Визит в Украину Учителя Кайсена

26 - 29 мая 2005 г. по приглашению Духовного управления буддистов Украины г. Киев посетил Учитель Школы Дзэн Сото - Достопочтенный Кайсен, ближайший ученик и преемник знаменитого японского Учителя и монаха-воина Тейсена Дешимару, которого называли "Первым Патриархом Запада". Учитель Кайсен является настоятелем буддийских монастырей Сей Сё Дзи (Франция) и Ко Мйо Дзи (Польша), - крупнейших центров Дзен Сото в Западной и Центральной Европе. Благодаря деятельности Учителя Кайсена традиция Дзен Сото распространилась и в страны Цетральной Европы - Польшу, Чехию и Словакию. На русский язык была переведена книга Учителя Кайсена „Дзадзен и сатори".

Учитель Кайсен дал наставлений в практике Дзен и провел совместную медитацию согласно Школе Дзен Сото в которой приняли участие более 300 человек. Вместе с ним Киев посетили монахи Школы Сото из монастыря Ко Мйо Дзи – «Храм Вечного Света» (Польша), являющегося самым большим центром традиции Дзен Сото в Центральной и Восточной Европе.

Более подробно об Учителе Тейсене Дешимару, Учителе Кайсене и монастыре Ко Мйо Дзи вы можете узнать на следующих сайтах:

  • http://www.zazen.pl/
  • http://www.buddhanet.net/masters/deshimaru.htm
  •  

    Дзен в Украине.

    Идее создания в Киеве общины Дзен Сото предшествовало общение с носителями этой традиции - монахами и мирянами - из Польши. До недавнего времени японский Дзен в Украине практиковали лишь отдельные личности или группы людей, официально не зарегистрированные и не имеющие сведущих учителей, то есть без линии передачи. Хотя Дзен у нас, наверное, можно назвать самой известной для посвященных и непосвященных буддистской школой. Причиной тому, скорее всего, большое количество дзенской и околодзенской литературы. Такие вот аматорские группы практикантов были в Киеве и Харькове. А киевлянкой Жанной Китаевой была создана даже так называемая Дзен-страница Жанны.

    В основном же вся буддистская деятельность у нас встране происходила вокруг двух школ тибетского буддизма - Ньингма и Карма-кагью - и японской школы Лотосовой сутры (Нитирен-сю). Есть в Киеве и отдельные незарегистрированные представители Тхеравады (сайты www.dhammа.ru и www.dhamma.nibbanka.com - советую, там много литературы). В Донецкой области находиться и монастырь Шейчен-линг традиции Ньингма , чей настоятель, Дорже Жамбо-лама, часто бывает и в Киеве с лекциями и семинарами, максимально способствуя распространению Дхармы на Украине (сайт www.ningma.org.ua). Членом общины Ньингма являюсь и я.

    Кстати говоря, именно Ньингма из всех тибетских Школ наиболее приближена к Дзен, неся в себе, по словам проф. Торчинова, дзенский субстрат. Осенью позапрошлого года я попал в Польшу, где год работал преподавателем украинского языка в Ягеллонском университете города Кракова. Там судьба меня занесла на лекцию и занятие по медитации Учителя Дзен Сото Кайсена из Франции. Кайсен, может быть, знаком буддистам на постсоветском пространстве благодаря его книге "Дзадзен и сатори", нелегально изданной в русском переводе киевским издательством "София". К слову, сейчас я работаю над украинским переводом его книги "Буддодхарма" (о связи практики Дхармы с боевыми искусствами).

    Этот Учитель, так много сделавший для распространения Дзен в Центральной и Восточной Европе, является учеником известного японского мастера Тейсена Дешимару, называемого часто "Первым Патриархом Запада". Ведь именно Учитель Дешимару фактически принес Дзен с Японии в Западную Европу в конце 60-х годов. Учитель же Кайсен также известен и как мастер восточных единоборств. После вышеупомянутой лекции я стал активно общаться с представителями польской сангхи Дзен Сото, регулярно приходя на их дзадзен. Летом же я побывал и на трехдневном ретрите (по-японски sesshin) в их монастыре Ко Мйо Дзи (Храм Вечного Света), который находится под знаменитым для всех католиков городом Ченстохова (где в местной монастыре храниться большая католическая святыня - Матерь Божая Ченстоховская, попавшая в 14 веке в Польшу из... Украины).

    Общение с польскими братьями по Дхарме, ровно как и их практика, а также книги Кайсена произвели на меня большое впечатление. По возвращении на Родину во время нашей беседы со своим Учителем ламой Дорже Жамбо и родилась идея пригласить представителей Дзен Сото из Польши в Украину, а впоследствии основать в Киеве общину Дзен. К тому же это совпадало с давнишними планами самих поляков. Ведь сам Кайсен, их Учитель, оказался большим любителем и ценителем украинской культуры. В конце 90-х он сам собирался посетить Львов и Киев, но что-то не сложилось.

    Одним словом, сказано - сделано. Осенью 2004 года, как раз накануне второго тура украинских выборов, по приглашению объединенной общины Школы Нингма Киева и Донецка в Киев приехали монахи и миряне Дзен из Польши. Они провели лекцию о Дзен в Киево-Могилянской Академии, одном из самых старых университететов на Украине и в Европе, а также занятие по медитации и лекцию в галерее "Ра". Встречи с представителями Дзен из Польши посетили интересующиеся из многих городов Украины и... из Москвы. А недавно я узнал, что москвич Илья (не знаю, к сожалению, его фамилии), специально приезжавший тогда в Киев, в начале марта вместе со своей девушкой посетил ретрит в монастыре Ко Мйо Дзи в Польше.

    В данное время с благословения ламы Дорже Жамбо мной вместе с единомышденниками инициированы регистрация и создание общины Дзен Сото "Бодайсин" (Просветленное сердце). В процессе регистрации сейчас находится также и киевская община Сон (корейский Дзен). Почему именно Дзен? Кроме его близости к Ньингме и контактов с польскими носителями этой традиции есть еще одна весомая причина. Это наименьшая обусловленность сложной внешней символикой и ритуалистикой в этой школе по сравнению с другими традициями буддизма (и в особенности с тибетского). А для европейцев это часто очень важно.

    После регистрации и решения организационных вопросов с помещением и так далее планируется начать совместную практику, тобишь регулярное сидение в дзадзен, чтение кусенов (наставления учителей во время медитации) и тому подобное. В начале апреля "с рабочим визитом" в Киев приезжают двое монахов из Польши. Цель их приезда - подготовить визит Учителя Кайсена. Этот визит запланирован на 27 и 28 мая (Киев, галерея "Лавра"). 27 - занятие по медитации и лекция, 28 - празднование Весака совместно с другими буддистскими школами. Милости просим!

    Владислав Журба

     

    16.03.2005.

    Киев, Украина.


    ШКОЛА СОТО

    Доген (1200 - 1253), основатель японской школы Сото, первоначально учился в школе Тэндай на горе Хиэй, а затем изучал Риндзай Дзэн у ученика Ейсай - Мьезена - в Кэннинджи. Он отбыл в Сунский Китай с Мьезен в 1223, где стал учеником Джю-Чин с г.Тиен-тун, и принес Дзэн Сото впервые в Японию по своему возвращению, в 1228. Преднамерившись развивать чистый стиль Дзэн, переданный ему его учителем Джю-Чин, Доген отказывался заводить отошения с другими сектами. Он имел глубокое пренебрежение к формированию связей с власть имущими и выбрал глубокую долину в горах в качестве места для постройки Эйхедзи. Там он старался вести жизнь религиозной практики вместе с другими честными искателями Пути. Доген, имевший богатое литературное образование, установил базовые принципы Ордена Сото в своем труде Шобогендзё ("Сокровище глаза истинной Дхармы"), чьи 95 глав выражают конспективно его мысль с великим литературным умением; его Ейхеи шинги ("Устав Эйхедзи"), был полностью смоделирован с первого дзэнского устава, введенного Пай-Чан Хуай-хай (720 - 814) в династию Тан; и его Гакудо Йодзиншо ("Точки для созерцания в буддистском тренинге"), который был написан для практикующих Дзен. Орден был потрясен и смущен на некоторое время безвременной кончиной Догена в возрасте 53 лет. Тем не мене, в четвертом поколении линии Сото Кейзан (1268 - 1325) усилил и подчеркнул фундаментальные принципы учения Догена, воспитал нескольких талантливых учеников и поставил орден Сото на твердое основание. Поскольку храм Содзиджи, откуда Кейзан развивал орден в Ното, был разрушен пожаром в конце периода Мейдзи (1868 - 1912), в настоящее время он перемещен Тсуруми в Иокогаму. Кейзан имел много замечательно одаренных учеников - таких, как Гадзан и Мейхо - и их наследники преуспели в распространении учения Сото по всей стране. Своим быстрым развитием в течение периода Эдо школа Сото обязана Гесшю, который создал новый стиль Дзен путем слияния основ Дзэн Ингена (династия Мин) в Сото Дзен. Он имел несколько выдающихся учеников, таких, как Манзан, которые работали над тем, чтобы сделать орден Сото твёрдым и непоколебимым.

     

     

     

    - Небо широке й прозоре аж по вінця космосу,
    Отже, коли птах ширяє по небу,
    він має свободу справжнього птаха. -

    Майстер Доґен

    - За межами цього світу
    Де квітка червона
    А верба зелена
    Існує світ
    Де чапля чорна
    А ґава біла Легко перейти крізь колючі ліси
    Проте як же важко відірвати погляд
    Від сліпучого полиску кришталю
    Що сяє навіть уночі.

    Дзадзен це сухе дерево
    Яке розквітне знову
    Дзадзен це життя в смерті
    Дзадзен це рух у спокої
    Дзадзен є шепотінням вітру
    в тихому лісі.

    Джерело духа глибоке й потаємне
    Як можна хотіти до нього наблизитися
    Його первинна природа захована перед нашими очима.-

    Тайсен Десімару

    - Мистецтво будо - це уміння жити й уміння вмирати.
    Шлях будо самотній, життя самотнє, смерть самотня.
    Мій шлях нічим від них не відрізняється.-

    „Медитація не є мистецтвом медитування. Вона є передусім поверненням до тиші думки та спокою Ума, вона природно веде до розширення свідомості. Дзадзен не є ні релаксацією, ані методом, що спрямований на поліпшення стану здоров'я, а лише чистою медитацією, переказаною через видатних Учителів минувшини й сьогодення"

    Вчитель Кайсен

    Переклав Влад Журба.

    Поделиться в социальных сетях