Махасатипаттхана сутта (Дигха Никая 22) - Большая сутта об основах памятования

Восприятие (sañña) форм ... Восприятие звуков ... Восприятие запахов ... Восприятие вкусов ... Восприятие тактильных ощущений ... Восприятие идей ...

Намерение (sañcetanā) по отношению к формам ... намерение по отношению к звукам ... намерение по отношению к запахам ... намерение по отношению к вкусам ... намерение по отношению к тактильным ощущениям ... намерение по отношению к идеям ...

Жажда (tanhā) форм ... жажда звуков ... жажда запахов ... жажда вкусов ... жажда тактильных ощущений ... жажда идей ...

Рассуждение (vitakka) о формах ... рассуждение о звуках ... рассуждение о запахах ... рассуждение о вкусах ... рассуждение о тактильных ощущениях ... рассуждение об идеях ...

Изучение (vicāra) форм ... изучение звуков ... изучение запахов ... изучение вкусов ... изучение тактильных ощущений ... изучение идей в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает. 

Вот что называется благородной истиной о происхождении страдания.

(3) А в чем состоит благородная истина о прекращении страдания? Полное угасание и прекращение, покидание и отбрасывание, освобождение и избавление от этой вот жажды (tanhā).

А где эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и где эта прекращаемая жажда прекращается? Что бы в мире ни казалось приятным и милым, здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

А что же в мире кажется приятным и милым? Глаз в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Ухо ... Нос ... Язык ... Тело ... Интеллект (mano)...

Формы ... Звуки ... Запахи ... Вкусы ... Тактильные ощущения ... Идеи (dhammā)...

Сознание (viññāna) глаза ... Сознание носа ... Сознание языка ... Сознание тела ... Сознание интеллекта ...

Контакт (samphasso) глаза ... Контакт носа ... Контакт языка ... Контакт тела ... Контакт интеллекта ...

Чувство (vedanā), рожденное контактом глаза ... Чувство, рожденное контактом носа ... Чувство, рожденное контактом языка ... Чувство, рожденное контактом тела ... Чувство, рожденное контактом интеллекта ...

Восприятие (sañña) форм ... Восприятие звуков ... Восприятие запахов ... Восприятие вкусов ... Восприятие тактильных ощущений ... Восприятие идей ...

Намерение (sañcetanā) по отношению к формам ... намерение по отношению к звукам ... намерение по отношению к запахам ... намерение по отношению к вкусам ... намерение по отношению к тактильным ощущениям ... намерение по отношению к идеям ...

Жажда (tanhā) форм ... жажда звуков ... жажда запахов ... жажда вкусов ... жажда тактильных ощущений ... жажда идей ...

Рассуждение (vitakka) о формах ... рассуждение о звуках ... рассуждение о запахах ... рассуждение о вкусах ... рассуждение о тактильных ощущениях ... рассуждение об идеях ...

Изучение (vicāra) форм ... изучение звуков ... изучение запахов ... изучение вкусов ... изучение тактильных ощущений ... изучение идей в мире кажется приятным и милым: здесь эта отбрасываемая жажда отбрасывается, и здесь прекращаемая прекращается.

Вот что называется благородной истиной о прекращении страдания.

(4) А в чем состоит благородная истина о пути практики, ведущем к прекращению страданий? Именно этот благородный восьмеричный путь: правильное понимание (диттхи), правильная решимость (санкаппа), правильная речь (вача), правильное действие (камманта), правильный образ жизни (аджива), правильное усилие (ваяма), правильное памятование (сати), правильное сосредоточение (самадхи).

А что такое правильное понимание? Знание о страдании, знание о происхождении страдания, знание о прекращении страдания. Знание о пути практики, ведущем к прекращению страдания: вот что называется правильным пониманием.

А что такое правильная решимость? Решимость, направленная на отречение, на свободу от зла, на непричинение вреда: вот что называется правильной решимостью.

А что такое правильная речь? Воздержание от лжи, от вызывающей рознь, от оскорбляющей речи, и от пустой болтовни: вот что называется правильной речью.

А что такое правильное действие? Воздержание от лишения жизни, от воровства, и от половых сношений: вот что называется правильным действием.

А что такое правильный образ жизни? При этом благородный приверженец, оставив нечестный образ жизни, ведет свою жизнь в соответствии с правильным образом жизни: вот что называется правильным образом жизни.

А что такое правильное усилие? При этом монах вызывает у себя желание (чханда), прилагает все силы, вырабатывает настойчивость (вирья), поддерживает и проявляет свое намерение (читта) ради предотвращения еще не возникших неумелых умственных качеств (акусала-дхамма) ... ради устранения уже возникших неумелых умственных качеств ... ради развития еще не возникших умелых умственных качеств (кусала-дхамма) ... ради подержания, сохранения, увеличения, обилия, развития и совершенства уже возникших умелых умственных качеств.

А что такое правильное памятование? При этом монах живет, отслеживая тело в теле, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; 

он живет, отслеживая чувства в чувствах, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; 

он живет, отслеживая ум в уме, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе; 

он живет, отслеживая качества ума (дхамма) в качествах ума, пылко, осознанно и с памятованием, сумев преодолеть в этом мире корысть и горе:

вот что называется правильным памятованием.


А что такое правильное сосредоточение? При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара).

С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам).

С угасанием восторга (пити), он пребывает в безмятежном наблюдении (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и распознает".

С отбрасыванием удовольствия и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха): вот что называется правильным сосредоточением.

Вот что называется благородной истиной о пути практики, ведущем к прекращению страданий.
Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне. [27] 
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума.


Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума четырех благородных истин.


* * *


И любой, кто будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение семи лет, сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения". [28] 

О, не принимайте за меру семь лет. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение шести лет ... в течение пяти лет ... трех лет ... двух лет ... одного года, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения". 

О, не принимайте за меру один год. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение семи месяцев ... в течение шести месяцев ... пяти месяцев ... четырех месяцев ... трех месяцев ... двух месяцев ... месяца ... половины месяца, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения". 

О, не принимайте за меру половину месяца. Если кто-то будет таким образом практиковать эти четыре основы памятования в течение недели, тогда он сможет получить один из следующих двух плодов: "высшее знание" ("Архатство"), здесь и сейчас, либо, если остаток привязанности все еще сохраняется, состояние "невозвращения". 

'Это ведущий прямо к цели путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения Ниббаны, а именно, четыре основы памятования'. Так было сказано, и в связи с этим так было сказано". 

Так сказал Благословенный. Радостные сердцем, монахи восхитились его словам.

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход