Махасатипаттхана сутта (Дигха Никая 22) - Большая сутта об основах памятования

III. Созерцание ума (читта)

И каким образом монах отслеживает ум в уме?
При этом монах распознает 
(1) ум со страстью, как ум со страстью;
ум без страсти, как ум без страсти;
(2) ум с отвращением, как ум с отвращением;
ум без отвращения, как ум без отвращения;
(3) ум с заблуждением, как с заблуждением;
ум без заблуждения, как без заблуждения;
(4) суженное состояние ума, как суженное состояние ума; [12]
рассеянное состояние ума, как рассеянное состояние ума; [13]
(5) просторное состояние ума, как просторное состояние ума; [14]
не просторное состояние ума, как не просторное состояние ума; [15]
(6) состояние ума, по отношению к которому есть умственно более высокое состояние ума,
как состояние, по отношению к которому есть умственно более высокие состояния; [16]
состояние ума, по отношению к которому нет умственно более высокого состояния ума, 
как состояние, по отношению к которому нет умственно более высоких состояний; [17]
(7) сосредоточенное состояние ума, 
как сосредоточенное состояние ума;
не сосредоточенное состояние ума, 
как не сосредоточенное состояние ума;
(8) освобожденное состояние ума, как освобожденное состояние ума; [18]
не освобожденное состояние ума, как не освобожденное состояние ума;
Таким образом он отслеживает ум в уме внутренне, 
либо он отслеживает ум в уме внешне, 
либо он отслеживает ум в уме внутренне и внешне. 
Он отслеживает факторы возникновения в уме, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в уме, 
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в уме [19]. 


Либо его памятование соотносится с мыслью "Ум существует" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает ум в уме. 

IV. Созерцание качеств ума (дхамм)

1. Пять препятствий (ниварана)

И каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума?
При этом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти препятствий.
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти препятствий?
При этом, 
(1) монах, когда в нем присутствует чувственное желание, 
распознает, что в нем есть чувственное желание, 
либо, когда в нем отсутствует чувственное желание, 
он распознает, что в нем нет чувственного желания.
Он распознает, как происходит возникновение невозникшего чувственного желания;
он распознает, как происходит исчезновение возникшего чувственного желания;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувшего чувственного желания.

(2) Когда в нем присутствует недоброжелательность, он распознает, что в нем есть недоброжелательность, 
либо, когда в нем отсутствует недоброжелательность, он распознает, что в нем нет недоброжелательности.
Он распознает, как происходит возникновение невозникшей недоброжелательности;
он распознает, как происходит исчезновение возникшей недоброжелательности;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувшей недоброжелательности.

(3) Когда в нем присутствуют лень и сонливость, он распознает, что в нем есть лень и сонливость, 
либо, когда в нем отсутствуют лень и сонливость, он распознает, что в нем нет лени и сонливости.
Он распознает, как происходит возникновение невозникших лени и сонливости;
он распознает, как происходит исчезновение возникших лени и сонливости;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших лени и сонливости.

(4) Когда в нем присутствуют неугомонность и беспокойство, 
он распознает, что в нем есть неугомонность и беспокойство, 
либо, когда в нем отсутствуют неугомонность и беспокойство, 
он распознает, что в нем нет неугомонности и беспокойства.
Он распознает, как происходит возникновение невозникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит исчезновение возникших неугомонности и беспокойства;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших неугомонности и беспокойства.

(5) Когда в нем присутствует неуверенность, 
он распознает, что в нем есть неуверенность, 
либо, когда в нем отсутствует неуверенность, 
он распознает, что в нем нет неуверенности.
Он распознает, как происходит возникновение невозникшей неуверенности;
он распознает, как происходит исчезновение возникшей неуверенности;
он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувшей неуверенности.



Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне. 
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума [20]. 

Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти препятствий.

2. Пять групп привязанности (кхандха)



И далее, монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти групп привязанностей. [21]
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти групп привязанностей?
При этом монах мыслит: 
(1) "Это – материальная форма; это – возникновение материальной формы; 
это – исчезновение материальной формы.
(2) Это – чувство; это – возникновение чувства; 
это – исчезновение чувства.
(3) Это – распознавание; это – возникновение распознавания; 
это – исчезновение распознавания.
(4) Это – конструкции; это – возникновение конструкций; 
это – исчезновение конструкций.
(5) Это – сознание; это – возникновение сознания; 
это – исчезновение сознания".
Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне. 
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума [22].


Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума пяти групп привязанностей.


3. Шесть внутренних и внешних сфер чувств (аятана)

И далее, монах отслеживает качества ума в качествах ума шести внутренних и внешних сфер чувств.
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума шести внутренних и внешних сфер чувств?
При этом, 
(1) монах распознает глаз и зрительные формы, и оковы, порожденные ими; [23] 
он распознает, как происходит возникновение невозникших оков;
он распознает, как происходит исчезновение возникших оков;
и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших оков.
(2) Он распознает ухо и звуки ... 
(3) нос и запахи ... 
(4) язык и вкус ... 
(5) тело и объекты осязания ... 
(6) интеллект и идеи, и оковы, порожденные ими; 
он распознает, как происходит возникновение невозникших оков;
он распознает, как происходит исчезновение возникших оков;
и он распознает, как происходит не-возникновение в будущем исчезнувших оков.
Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне. 
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума. [24] 


Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума шести внутренних и внешних сфер чувств. 

4. Семь факторов Пробуждения (бодджханга) 

И далее, монах отслеживает качества ума в качествах ума семи факторов Пробуждения.
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума семи факторов Пробуждения?
При этом, 
(1) когда в нем присутствует просветляющий фактор памятования (сати),
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор памятования,
либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор памятования, 
он распознает, что в нем нет просветляющего фактора памятования;
и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора памятования;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора памятования.

(2) Когда в нем присутствует просветляющий фактор различения качеств ума (дхамма-вичая),
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор различения качеств ума,
либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор различения качеств ума, 
он распознает, что в нем нет просветляющего фактора различения качеств ума;
и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора различения качеств ума;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора различения качеств ума.

(3) Когда в нем присутствует просветляющий фактор настойчивости (вирья), 
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор настойчивости,
либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор настойчивости, 
он распознает, что в нем нет просветляющего фактора настойчивости;
и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора настойчивости;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора настойчивости.

(4) Когда в нем присутствует просветляющий фактор восторга (пити), 
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор восторга, 
либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор восторга, 
он распознает, что в нем нет просветляющего фактора восторга ;
и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора восторга;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора восторга.

(5) Когда в нем присутствует просветляющий фактор безмятежности (пассадхи), 
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор безмятежности,
либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор безмятежности, 
он распознает, что в нем нет просветляющего фактора безмятежности ;
и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора безмятежности;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора безмятежности.

(6) Когда в нем присутствует просветляющий фактор сосредоточения (самадхи), 
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор сосредоточения,
либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор сосредоточения, 
он распознает, что в нем нет просветляющего фактора сосредоточения;
и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора сосредоточения;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора сосредоточения.

(7) Когда в нем присутствует просветляющий фактор безмятежного наблюдения (упеккха), 
монах распознает, что в нем есть просветляющий фактор безмятежного наблюдения,
либо, когда в нем отсутствует просветляющий фактор безмятежного наблюдения, 
он распознает, что в нем нет просветляющего фактора безмятежного наблюдения ;
и он распознает, как происходит возникновение невозникшего просветляющего фактора безмятежного наблюдения;
и как приходит совершенство в развитии возникшего просветляющего фактора безмятежного наблюдения.

Таким образом он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внешне, 
либо он отслеживает качества ума в качествах ума внутренне и внешне. 
Он отслеживает факторы возникновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы исчезновения в качествах ума, 
либо он отслеживает факторы возникновения и исчезновения в качествах ума. [25] 


Либо его памятование соотносится с мыслью "Качества ума существуют" по мере необходимости, только ради знания и памятования, и он живет независимо и ни к чему не привязан в мире. 
И таким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума семи факторов Пробуждения.


5. Четыре благородные истины (арья-сачча)

И далее, монах отслеживает качества ума в качествах ума четырех благородных истин.
Каким образом монах отслеживает качества ума в качествах ума четырех благородных истин? При этом, 
(1) монах распознает: "Это – страдание (дуккха) [26]" согласно действительности;
(2) он распознает: "Это – источник страдания" согласно действительности;
(3) он распознает: "Это – прекращение страдания" согласно действительности;
(4) он распознает: "Это – путь, ведущий к прекращению страданий" согласно действительности.

(1) А в чем состоит благородная истина о страдании? Рождение – это страдание, старение – это страдание, смерть – это страдание; печаль, слезы, боль, горе и отчаяние – это страдание; связь с неприятным – это страдание, разлука с приятным – это страдание, неполучение желаемого – это страдание. Короче говоря, путь групп привязанности (упадана кхандха) – это страдание.

А что такое рождение? Любое рождение, зарождение, происхождение, возникновение, приход, появление групп (привязанности), и приобретение сфер (чувств), – разнообразными существами из той или иной группы существ, – вот что называется рождением.

А что такое старение? Любое старение, одряхление, ухудшение здоровья, появление седины и морщин, упадок жизненной силы, ослабление способностей существ из той или иной группы существ, – вот что называется старением.

А что такое смерть? Умирание, уход, разрушение, исчезновение, кончина, смерть, разрушение групп, покидание тела, прекращение жизненной способности, – вот что называется смертью.

А что такое печаль? Печаль, сомнение, грусть, внутренняя печаль, внутренняя грусть любого, кто страдает от несчастья, столкнувшегося с чем-то болезненным, – вот что называется печалью.

А что такое слезы? Плач, скорбь, жалобный крик, оплакивание, рыдание любого, кто страдает от несчастья, столкнувшегося с чем-то болезненным, – вот что называется слезами.

А что такое боль? Все, что переживается как телесная боль, телесное неудобство, боль или неудобство, вызванные телесным контактом, – вот что называется болью.

А что такое горе? Все, что переживается как психическая (душевная) боль, психическое неудобство, боль или неудобство, вызванные контактом интеллекта, – вот что называется горем.

А что такое отчаяние? Любое отчаяние, уныние, безысходность любого, кто страдает от несчастья, кто соприкоснулся с чем-то мучительным, – вот что называется отчаянием.

А что такое страдание от связи с неприятным? При этом происходят нежелательные, нелюбимые, непривлекательные зрительные образы, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения; или происходит связь, контакт, взаимоотношения, взаимодействие с теми, кто желает тебе зла, кто желает нанести вред, кто желает тебе неудобства, кто желает тебе не достичь покоя от привязанностей. Вот что называется страданием от связи с неприятным.

А что такое страдание от разлуки с приятным? При этом не происходят желательные, любимые, привлекательные зрительные образы, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения; или не происходит связи, контакта, взаимоотношений, взаимодействия с теми, кто желает тебе добра, кто желает принести пользу, кто желает тебе удобства, кто желает тебе достичь покоя от привязанностей, с матерью, отцом, братом, сестрой, друзьями, коллегами или родственниками. Вот что называется страданием от разлуки с приятным.

А что такое страдание неполучения желаемого? У существ, подверженных рождению, возникает желание: "О, пусть мы не будем подвержены рождению, и пусть рождение с нами не происходит". У существ, подверженных старению ... болезням ... смерти ... печали, слезам, боли, горю и отчаянию, возникает желание: "О, пусть мы не будем подвержены старению ... болезням ... смерти ... печали, слезам, боли, горю и отчаянию, и пусть старение ... болезни ... смерть ... печаль, слезы, боль, горе и отчаяние с нами не происходят". Но это не достигается желанием. В этом состоит страдание неполучения желаемого.

А каковы пять групп привязанности, которые, короче говоря, являются страданием? Форма как группа привязанности, чувство как группа привязанности, распознавание как группа привязанности, намерение как группа привязанности, сознание как группа привязанности: именно они называются группами привязанности, которые, короче говоря, являются страданием.

Вот что называется благородной истиной о страдании.

(2) А в чем состоит благородная истина о происхождении страдания? Жажда (tanhā), которая приводит к повторному рождению, – сопровождаемая наслаждением и страстью, находящая удовольствие то в одном, то в другом, – то есть жажда чувственности, жажда становления, жажда не-становления.

И где эта возникающая жажда возникает и где эта обитающая жажда обитает? Что бы в мире ни казалось приятным и милым, здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

А что же в мире кажется приятным и милым? Глаз в мире кажется приятным и милым: здесь эта возникающая жажда возникает и здесь обитающая обитает.

Ухо ... Нос ... Язык ... Тело ... Интеллект (mano)...

Формы ... Звуки ... Запахи ... Вкусы ... Тактильные ощущения ... Идеи (dhammā)...

Сознание (viññāna) глаза ... Сознание носа ... Сознание языка ... Сознание тела ... Сознание интеллекта ...

Контакт (samphasso) глаза ... Контакт носа ... Контакт языка ... Контакт тела ... Контакт интеллекта ...

Чувство (vedanā), рожденное контактом глаза ... Чувство, рожденное контактом носа ... Чувство, рожденное контактом языка ... Чувство, рожденное контактом тела ... Чувство, рожденное контактом интеллекта ...

Поделиться в социальных сетях

GoogleAnalytics

Войти

[X]

Служебный вход