Буддизм в Украине

Позвольте возразить

Всеволод Овчинников: «Дивлюсь тому, как наши либеральные радиостанции и газеты смакуют сообщения о том, что "защитники прав человека в Тибете" призывают бойкотировать Пекинскую Олимпиаду». Это из комментария, которым «Российская газета» сопроводила статью самого Всеволода Овчинникова и Николая Долгополого, напечатанную в федеральном выпуске №4633 от 9 апреля - «Игры с огнем. Эстафета олимпийского огня не дает покоя тем, кто решил смешать спорт с политикой». Сегодня мы публикуем открытое письмо кандидата исторических наук, главного редактора журнала «Буддизм России» Андрея Терентьева, в котором он высказал свои возражения авторам статьи в «Российской газете».

Можно понять пожилого человека, в прошлом высокопоставленного советского журналиста, который, вероятно, кроме советских газет 1955 года, впоследствие о Тибете уже ничего не читал. А советские газеты того времени, да и сам господин Овчинников именно это и писали – дружба СССР с Китаем была навек. Но мне странно, что уважаемая газета печатает такого рода статьи без экспертного рецензирования: ну разве можно выпускать в свет настолько исторически безграмотные тексты?

Ведь посмотрите, что пишет Овчинников:

"…Тибет стал частью Китая еще в XIII веке, при внуке Чингисхана - Хубилае. Монгольские правители Поднебесной сочли тогда целесообразным сделать своим наместником в Лхаcе главу буддийского духовенства. Так возник институт далай-лам, совмещающих духовную и светскую власть".

Не Тибет стал частью Китая, а Китай стал частью Монголии, когда монголы оккупировали Поднебесную. Ослабленный к этому времени Тибет (который за несколько столетий до этого и сам захватывал Китай) также подчинился монголам, но когда Хубилай получил посвящение Хеваджры от своего духовного учителя – Пагба-ламы (из тибетской школы Сакья), то в качестве подношения учителю он даровал Пагба-ламе власть над Тибетом, и сакьясские ламы с тех пор два с половиной века мирно и суверенно правили этой страной.

Причём же здесь китайцы? Совершенно не причём, если не принимать всерьёз остроумный манёвр позднейшей китайской историографии, которая сказала так: "но ведь Хубилай потом объявил себя императором Китая! Значит и Тибет был в зависимости от Китая, а не от Монголии!" Но так можно сказать, что и Русь, платившая дань монголам в то время, тоже была частью Китая…

А уж про Далай-лам вообще безграмотно… К институту Далай-лам, возникшему только в 16 веке, история с Хубилаем никакого отношения не имеет. Далай-ламы - а титул этот был придуман Алтан-ханом для своего духовного наставника Сонама Гьяцо в 1578 году - принадлежали к другой школе тибетского буддизма, а именно - к возникшей в начале 15 века школе Гелуг. И тоже к Китаю это отношения не имело.

Далее г-н Овчинников пишет: "Хочу подчеркнуть, что я - единственный в нашей стране журналист, который посетил заоблачную Шамбалу еще в 1955 году. Она являла собой тогда заповедник Средневековья, которым управлял далай-лама. В то время население горного края составляло 1 миллион человек, в том числе - 800 тысяч крепостных рабов, 150 тысяч монахов, 50 тысяч ремесленников и торговцев".

Ну, что Тибет был "заповедником средневековья", это правда. Однако не всё так было ужасно в средневековье, как нас учили в советское время: монастыри обычно были образовательными центрами, тибетская литература, философия, медицина, созданные в этом "заповеднике", сейчас изучаются во всём мире; крестьяне, которых Овчинников называет "крепостными рабами", обладали юридической самостоятельностью, часто подтверждавшейся наличием документов, в которых указывались их права. Крестьяне имели право подать в суд на своих хозяев и обратиться по своему делу в высшие инстанции. Вот, например, бывшая тибетская крестьянка Дондуб Чходон родилась в семье, принадлежавшей к беднейшему слою населения независимого Тибета. Вспоминая в своей книге "Life in the Red Flag People's Commune" жизнь до прихода китайцев, она пишет: "Я принадлежала к тем, кого сейчас китайцы называют тибетскими крепостными... Нас было шестеро в семье... Наш дом был двухэтажным, обнесенным стенами. На первом этаже мы держали скотину: четырех яков, двадцать семь овец и коз, двух ослов. Наш земельный надел составлял четыре с половиной кхеля (0,37 гектара). И в наших местах не было ни одного нищего".

Заблуждается Овчинников и относительно чисел. Он пользуется китайской статистикой, которая основывается на административной реформе проведённой китайцами после аннексии Тибета: "Тибетским Административным районом" китайцы называют только Центральный Тибет, а две другие тибетские провинции – Кхам и Амдо – они ввели в состав соседних провинций КНР. Примерно так же, как в 1937 году в СССР отделили от Бурятии чуть ли не половину территории и причислили к Иркутской и Читинской областям. Поэтому на самом деле в Тибете было порядка 6 млн. жителей, а не 1 млн., как думает Овчинников. И из них, по подсчётам тибетцев, 1млн. 200 тысяч погибли в результате военных действий и голода, последовавшего за китайским вторжением…

"Ныне же население Тибетского автономного района превышает 3 миллиона человек (среди которых лишь 4 процента - китайцы)".

А вот это статистика уже давно устаревшая. Китайцев в Тибете сейчас больше, чем тибетцев. В Лхасе, например, из 250000 населения тибетцев меньше 50000.

В некогда поголовно неграмотном краю введено всеобщее начальное образование.

Эх, Овчинников… Не ведает, сколько докторов буддийских наук ("геше-лхарамба") было в "поголовно неграмотном" Тибете, сколько тысяч книг написано… Это так же, как у нас буддийских учёных бурятов и калмыков, писавших сочинения на тибетском языке, совдеповская статистика записывала в неграмотные, потому что русского они не знали. А начальное и прочее образование, кстати, в основном в Тибете ведётся теперь на китайском.

Поэтому мальчиков принимают в монастырь только после шестого класса.

Да китайцы из 6000 монастырей больше 4000 разгромили! В последние десятилетия, правда, многие отстроили или тибетцам разрешили отстроить, но мальчиков-то туда принимают не больше, чем при КПСС разрешали в российские буддийские монастыри принимать.

Думаю, достаточно… Мнения, конечно, можно иметь разные, но надо же и основания для этих мнений иметь. Хоть немножко об истории страны почитать, ознакомиться с фактами, которые приводят обе стороны. Писать о современном Тибете по впечатлениям посещения китайских "потёмкинских деревень" 1955 года уже поздно.

Посетившие Тибет совсем наши соотечественники имеют совсем другие впечатления. Вот например:

"Мы, Дюрягина Галина Николаевна и моя дочь Дюрягина Валентина Анатольевна жители города Магнитогорска посещали Тибет в период с 14 июня по 14 июля 2006 года. Приехали с целью пройти вокруг священной горы Кайлас. В поселке Дарчен были задержаны местным полицейским из-за небольшого конфликта с его родственницей, хозяйкой кафе, которая завысила в десятки раз стоимость риса.

При проверке наших документов он обнаружил аккредитацию, данную правительством Далай Ламы, во время обучений 'Калачакра'. Нас задержали представители простой, не эмиграционной полиции за шпионаж на правительство Далай-Ламы. Мы провели семь дней в тюрьме города Али, где нас не кормили, пытали и постоянно избивали. Только благодаря тому, что удалось дозвониться до своих друзей в России, в момент когда дочь оказалась при смерти и ее полицейские увезли в госпиталь, нас на восьмые сутки перевели из тюрьмы в гостиницу под конвоем. Затем семь дней в жестоких условиях, с посадкой в тюрьму в городе Кашгар, нас , как шпионов, депортировали через Урумчи на территорию России.

За все время пребывания в Тибете мы ни разу не видели тибетцев, которые занимали какие-либо посты или занимались торговлей. В основном они были заняты на тяжелых не механизированных работах по укладке дорог в горных пустынях или носильщиками по горным тропам.

В автономном тибетском округе Китая активно уничтожается тибетская культура и язык. Везде надписи только на китайском или английском языках. Тибетцы не могут устроиться на высоко оплачиваемую работу, а дети не могут учиться в школе без знания китайского языка.

Мы активно поддерживаем выступления тибетского народа за независимость от китайского произвола."

С уважением,
А.А. Терентьев, канд. ист. наук, гл. ред. ж-ла "Буддизм России".

Поделиться в социальных сетях