vazduh пишет:конечно субъективно, потому что познается при помощи чего-то (органов чувств), а не непосредственно. вначале мы можем постичь нирманакайя. потом, развив способности, - самбхогакайя, дхармакайя, и т.д. и только постигнув полностью, можно будет понять едино оно или разделено по аспектам. то, что я в молоке не вижу масла не означает, что его там нет.
Вы меня не поняли. Органы чувств здесь ни при чем. Понятия "цельно" и "нецельно" не имеют конкретных определений, и потому объект с разных позиций может трактоваться и как цельный, и как нецельный. Отсюда же все ваши рассуждения о цельности и нецельности не имеют никакого смысла, потому что говорите вы о том не знаете о чем.
(Добавление)
yojik пишет:Olmer, извините, но я не понял. Можете более раскрыто объяснить.
Есть предпосылка, принятая за аксиому, что нечто может не иметь начала, а существовать вечно. Вы приводите пример, когда эта предпосылка применяется к богу-творцу, и снимает таким образом вопрос о том, откуда он произошел. Я же применяю эту же предпосылку к объективно существующему миру - в этом случае снимается вопрос о боге творце. Вариант с вечным миром более обоснован, чем с богом творцом, потому что в нем нет необходимости плодить еще одну сущность - это принцип бритвы Оккама. Таким образом, попытка объявить гипотетического бога вечным не дает никакого выигрыша, потому что в этом случае появляется более обоснованная гипотеза, и бог отсекается.