Olmer пишет:искатель пишет:Я думаю, что если бы не было Будды, то и опираться было бы не на что. Помощь Учителя абсолютно необходима.
Не абсолютно, ведь и сам Будда достиг своей цели без наставника. К тому же, даже с наставником, опора идет на собственные силы и собственную практику
А так же опора на Будду ( Просветлённые качества: 7 факторов просветления и т.д.), на Дхарму, которая ВЕДЁТ к Просветлению, на Сангху , которая сохраняет Учение , и самое главное Учитель, который обьединяет Три Драгоценности. Потому, что только Он знает как выглядят Просветлённые качества ( о чём в книжках не напишешь ), и как применять Дхарму ( как лекарство ).
Учтите контекст дискуссии - опираться на собственные силы, Дхарму и т.п. не равно уповать на всесильное божество
И ( вы забыли?) опираться на Учителя. Не так ли?
(Добавление)
Olmer пишет: сам Будда достиг своей цели без наставника
Такого не может быть. Никто не может получить знания без Учителя. Даже Будда.
нет, не забыл. Но в данном контексте "опора на Учителя" и "опора на бога" это совершенно разные понятия, хоть и выражены одним словом. В первом случае основным элементом были и остаются усилия самого челвоека, без них ни ДХарма, ни что-либо еще не сработают. Во втором - упование на усилие божества.
Серафим Саровский много лет носил тяжелые вериги. Значит, он не только на божество надеялся. Христос призывал работать над собой. И не уповать только на него.
искатель пишет:Такого не может быть. Никто не может получить знания без Учителя. Даже Будда.
Откуда вы это взяли?
Теоретически любой человек может спонтанно обрести просветление и стать буддой абсолютно без чьей либо помощи (поскольку природой будды обладают все живые существа). А Сиддхартха Гаутама учился у разных наставников, но конечную истину он познал САМ сидя под деревом Боддхи, без учителя\наставника\гуру и т.д. Другое дело, конечно, что такой метод опасен и вероятность навредить себе очень велика. Поэтому и есть учителя которые уберегают нас от ошибок. Будда Шакьямуни же был одарён и предрасположен к дхарме с детства, поэтому и смог добиться результата в одиночку, просто исследуя своё сознание.
Jin_ke пишет:Откуда вы это взяли?
5000 Джатак из прошлых жизней Будды. Будда накопил знания в прошлых жизнях. Ничего не возникает из ничего. Значит, были учителя Будды. А сам Будда стал вашим, например, Учителем. А вы кому-то станете учителем. Цепь учителей возникает.
(Добавление)
Я бы даже сказал дерево учителей.
Если Саровский таскал на себе вериги, это еще не значит, что он уповал на себя - это был способ выпросить благодати у своего бога.
Будда же достиг Нирваны сам, за ссчет накполенной хорошей кармы и личных усилий. Даже несмотря на то, что когда-то в прошлых жизнях у него были наставники - он все равно не помнил их
Таскать вериги- это и есть личные усилия. Помнить учителей не обязательно. Но влияние их остается как отпечаток.
Частично могу согласиться с Искателем. Однако вы рассматриваете вопрос в глобальном смысле, куда мы не углубляемся сейчас. "Всё из ничего\всё взаимосвязано и т.д." Мы говорим о возможностях в пределах одной жизни. Поскольку даже в перерождении мы не можем быть уверены на 100%. Пока нет личного опыта. Поэтому для буддистов это всего лишь принятая теория, которая наиболее адекватно описывает окружающий мир.