Салдан пишет:Дхарма- элементарная единица психики и сознания иначе понять абхидхарму невозможно. И что вы понимаете под словом "эмпирического опыта"?. И правильно ответил Vazduh, что дхармы присутствуют независимо видим мы их или нет, иначе как можно понять опять ту же абхидхарму? Ведь именно все практики сводятся к работе с дхармами. В Абхидхармакоше первый том начинает разбирать, что есть три разновидности дхарм: благие (кусала), неблагие (акусала) и неопределённые.
И смотреть по контексту - это логичный ответ, ведь устранение неблагих дхарм, тоже является дхармами ( посредством видения, посредством практики и неустранимое - 1 том Абхидхармакоши).
Хм.. как то по разному мы понимаем термин "дхарма"...
Вы говорите:
Дхарма- элементарная единица психики и сознания
а Рупа разве не состоит из дхарм ( единиц 4-х первоэлементов)? Элемент Земли, например, - это не дхарма?
По поводу эмирического опыта: в моем понимании дхарма - элементарная единица восприятия Мира. Что значит элементарная единица - это означает, что в процессе анализа или переживания , мы нашим сознанием разделяя на части какое либо переживание или опыт, доходим до некоего предела, глубже которого наше сознание проникнуть не может. Эта предельная частица - дхарма.
Не смотря на то, что глубже наше сознание заглянуть не может - дхарма не является чем-то истинно существующим. Так как неделимость дхармы - обусловленна нашим сознанием.
И по поводу существования дхармы не зависимо от нас... Т.е. Вы хотите сказать, что Мир - это некий поток постоянно возникающих и исчезающих дхарм, Не зависящих от нашего сознания?