Отличная сутра для тех, кто работает Ло-чжонг. Рекомендую всем.
Упаджхаттхана сутта: Темы для созерцания
АН 5.57
источник:
www.accesstoinsight.org
«Таковы пять тем, над которыми человек должен часто размышлять – не важно, мужчина он или женщина, монах или мирянин. Какие пять?
«Я подвержен старению, и не способен избежать старения» – такова первая тема, над которой человек должен часто размышлять – не важно, мужчина он или женщина, монах или мирянин.
«Я подвержен болезням, и не способен избежать болезней»...
«Я подвержен смерти, и не способен избежать смерти»...
«Я буду отлучён от всего, что мне дорого и притягательно»...
«Я владелец собственных поступков (камма), я наследник своих поступков, я рождён своими поступками, я связан своими поступками, мои поступки – это мой судья. Что бы я не делал – хорошее или плохое – я унаследую [плод этих поступков]».
Таковы пять тем, над которыми человек должен часто размышлять – не важно, мужчина он или женщина, монах или мирянин.
1). И теперь, опираясь на какие рассуждения, следует часто размышлять… над тем что «Я подвержен старению, и не способен избежать старения»? Есть существа, которые опьянены молодостью. Будучи опьянёнными молодостью, они совершают проступки телом, речью, умом. Но когда они часто размышляют над данной темой, их опьянённость молодостью либо полностью исчезает, либо становится слабее…
2). И теперь, опираясь на какие рассуждения, следует часто размышлять… над тем что «Я подвержен болезням, и не способен избежать болезней»? Есть существа, которые опьянены здоровьем. Будучи опьянёнными здоровьем, они совершают проступки телом, речью, умом. Но когда они часто размышляют над данной темой, их опьянённость здоровьем либо полностью исчезает, либо становится слабее…
3). И теперь, опираясь на какие рассуждения, следует часто размышлять… над тем что «Я подвержен смерти, и не способен избежать смерти»? Есть существа, которые опьянены жизнью. Будучи опьянёнными жизнью, они совершают проступки телом, речью, умом. Но когда они часто размышляют над данной темой, их опьянённость жизнью либо полностью исчезает, либо становится слабее…
4). И теперь, опираясь на какие рассуждения, следует часто размышлять… над тем что «Я буду отлучён от всего, что мне дорого и притягательно»? Есть существа, которые охвачены желанием и страстью к тому, что они считают дорогим и притягательным. Из-за этой страсти они совершают проступки телом, речью, умом. Но когда они часто размышляют над данной темой, их желание и страсть к тому, что они считают дорогим и притягательным, либо полностью исчезает, либо становится слабее…
5). И теперь, опираясь на какие рассуждения, следует часто размышлять… над тем что «Я владелец собственных поступков, я наследник своих поступков, я рождён своими поступками, я связан своими поступками, мои поступки – это мой судья. Что бы я не делал – хорошее или плохое – я унаследую [плод этих поступков]»? Есть существа, которые ведут себя скверно в отношении действий тела, речи и ума. Но когда они часто размышляют над данной темой, это их плохое поведение либо полностью исчезает, либо становится слабее…
И теперь, ученик благородных рассуждает так: «Не только я подвержен старению и не способен избежать старения. И другие существа – прошлые и будущие, умирающие и рождающиеся вновь – все они тоже подвержены старению и не способны избежать старения». Когда ученик благородных часто рассуждает над этим, рождаются факторы Пути. Ученик благородных цепляется за этот Путь, развивает его и взращивает. По мере того, как он развивает и взращивает его, путы отбрасываются и одержимость желаниями угасает.
Далее, ученик благородных рассуждает так: «Не только я подвержен болезням, и не способен избежать болезней»... «Не только я подвержен смерти и не способен избежать смерти»... «Не только я буду отлучён от всего, что мне дорого и притягательно»... «Не только я владелец собственных поступков, наследник своих поступков, рождён своими поступками, связан своими поступками, мои поступки – это мой судья. Что бы я не делал – хорошее или плохое – я унаследую [плод этих поступков]. Другие существа – прошлые и будущие, умирающие и рождающиеся вновь – все они тоже владельцы собственных поступков, наследники своих поступков, рождены своими поступками, связаны своими поступками, их поступки – это их судья. Что бы они не делали – хорошее или плохое – они унаследуют [плоды этих поступков]». Когда ученик благородных часто рассуждает над этим, рождаются факторы Пути. Ученик благородных цепляется за этот Путь, развивает его и взращивает. По мере того, как он развивает и взращивает его, путы отбрасываются и одержимость желаниями угасает.
Подверженный рождению,
Подверженный старению, подверженный смерти –
Заурядный человек пугается тех, кто страдает,
Оттого, что не избежит такой же участи.
И если бы меня, подверженного этому,
Пугали эти вещи, то это было бы неправильно для меня.
По мере того, как я поддерживал в себе такое отношение –
Зная Дхамму без обретений –
Я превзошёл всякую опьянённость здоровьем,
Молодостью и жизнью,
Будучи тем, кто видит покой в отречении.
Усердие возникло во мне,
И я ясно узрел Освобождение.
Никоим образом не мог я
Впасть в чувственные наслаждения.
Прожив святую жизнь, я не вернусь».